Минск захлестнули распродажи курток из лжекожи

Дерут три шкуры

Объявлениями о грандиозной распродаже дубленок и курток по традиции осенью и зимой Минск просто усеян. Сразу хочется бросить все и мчаться за одеждой из натуральной кожи со скидкой аж до 70%! Разве не удача: зимняя дубленка раньше стоила 3 с лишним миллиона, а теперь продается всего–то за 1 миллион. Тут даже думать нечего! Впрочем, и некогда: «Только 1 день!» — сообщает листовка. Откуда же такая щедрость? Неужели в многомиллионном Санкт–Петербурге, где, если верить рекламе, якобы ликвидируется оптовый склад, мало своих покупателей? В минувшие выходные корреспондент «СБ» решила разобраться на месте. Что сказать — с покупателя три шкуры дерут...



На подходе к одному из бизнес–центров — там предстояло изобразить заинтересованного покупателя — молодой парень презентабельной внешности ринулся ко мне едва не с объятиями:

— Вы на распродажу? Давайте провожу! Очень хорошо, что вы к нам пришли... На вашу фигуру столько замечательных моделей! Люди хватают по пять–шесть... — не окончив фразу, мой провожатый кинулся навстречу другой потенциальной покупательнице.

По периметру помещения площадью около 20 кв. м на массивных металлических вешалках — образцы моделей и расцветок. Под ними прямо на полу, застеленном клеенкой, грудами свален остальной товар. В общем, я попала одновременно и на витрину, и на склад, и в примерочную. Немногочисленных на тот момент покупателей это, судя по всему, не смущало. У раскладного зеркала вертелись две седоволосые дамы в рыжих и черных изделиях а–ля натуральная кожа. Пенсионерам, к слову, рекламная листовка обещала дополнительную скидку в 5 — 7%, если успеют совершить покупку до 13.00. Уходить ни с чем дамы явно не собирались:

— Со свитером будет тесновато... А принесите–ка размер чуть больше, молодой человек! Ах, только что разобрали... Ладно, возьму и это! За такую–то цену... Правда, Рая?

— Что будем мерить? — подступился ко мне один из пяти продавцов. Между прочим, все как один — симпатичные молодые ребята до 30 лет, одетые подчеркнуто представительно и о–очень щедрые на комплименты.

Пока я примерялась то к одной куртке, то к другой, Артур едва ли не собственным здоровьем ручался за безупречное качество товара:

— Какой еще сертификат? Девушка, вы разве не в курсе, что никаких сертификатов на товары из России до 1 января 2016 года не нужно? У нас же Союзное государство! Все официально и строго по закону. Мы и чек вам дадим!

— Чек? — изумляюсь. — А смысл? Вы же только один день торгуете. Мне что, в Россию потом ехать вас искать на ликвидированном складе, если брак вдруг вылезет?

— Да нашу вещь вы десять лет минимум относите и все равно будет, как новая! Это же фабричный Китай! И потом, мы снова приедем в Минск через 3 недели. Кстати, по чеку следующий раз будет дополнительная скидка 7%...

Изображаю восторг. Но знает ли Артур, что по белорусскому законодательству вернуть или обменять по чеку такой товар можно лишь в течение 14 дней? Или именно это обстоятельство — повод вернуться только через 3 недели?

Внимательнее присматриваюсь к понравившемуся осеннему полупальто. Материал действительно напоминал кожу, нежную и тонкую. Солидная вещь чуть более чем за 1 млн! Прошлая цена, 2 миллиона 900 тысяч, на ценнике нещадно перечеркнута... Артур решает пустить в ход тяжелую артиллерию:

— Хорошее пальто. И в вашем размере, к сожалению, последнее...

Но я устояла. Тем более что поиски хотя бы одного ярлычка с информацией о товаре не увенчались успехом. Ни состава, ни рекомендаций по уходу — ничего, кроме модного лейбла!

— И все–таки где еще, кроме рекламы, написано, что это натуральная кожа?

Тут Артуру пришлось признать: это все дремучие традиции китайской фабрики. Потом и вовсе пожаловался: вчера его коллег, торговавших в микрорайоне Уручье, хорошо потрепала местная торговая инспекция за отсутствие таких ярлычков на товаре. И вообще, мол, из–за наших строгих правил у них не получается торговать напрямую и приходится действовать через ипэшника из Гродно. Потом обмолвился, что склад с товаром находится в Москве, сами продавцы — из Воронежа. Почему тогда на листовке сказано про Санкт–Петербург?

— Но это самая настоящая кожа! — продолжал обрабатывать меня Артур. — Композиционная... Это когда на крупных фабриках собирают остатки натурального кожматериала, потом дробят и на клеевой основе тщательно вулканизируют. Качество кожи нисколько не теряется, зато себестоимость гораздо дешевле.

Как последний аргумент пошли ссылки на наглых конкурентов с демонстрацией на смартфоне их фоторекламы:

— Видите, продают по ценам, которые у нас зачеркнуты? А сами для видимости пишут, что раньше вещи стоили 5,1 — 7,4 млн. И люди хватают... Мы же почти в убыток торгуем.

Пока я испытывала терпение Артура, одна энергичная дама выложила кругленькую сумму за покупки, благодаря которым, по ее словам, теперь одела всю семью. Даже без примерки. И ушла счастливая. Но если кому–то что–то не подойдет или не понравится? Если эта странная кожа все же поползет через неделю вкривь и вкось, облезет? Вопросов — море.

Исчезаю из магазина, якобы с намерением обменять доллары. На пороге у одной из покупательниц прошу сфотографировать чек. Вот из него–то я и вынесла потом единственную в этой истории несомненную правду. Куртками торговал ипэшник, чье гродненское происхождение мне подтвердили в торговой инспекции по Минской области Минторга. Не с какими–то там коллегами, а именно с этой компанией всего сутками ранее в микрорайоне Уручье торговые инспектора и сотрудники Госстандарта имели серьезный разговор. И не одно, а множество нарушений были зафиксированы в соответствующем акте, говорит начальник территориального отдела контроля управления контроля потребительского рынка — торговой инспекции по Минской области Минторга Елена Помитинская:

— Во–первых, предприниматель, который устроил так называемую распродажу товара на сумму почти 365 млн рублей, так и не смог доказать, что когда–то продавал его дороже. Это расценивается как недостоверная реклама. Маркировка всех товаров не соответствует требованиям белорусского законодательства. Отсутствует информация о наименовании, модели, размере, цвете изделия, составе сырья, виде меха и его обработки, единый знак обращения продукции легкой промышленности на рынке государств — членов Таможенного союза. Часть информации доводится до потребителя только на иностранном языке, что приравнивается к ее отсутствию. Сам товар имеет непрезентабельный вид, мятый, часть предлагается покупателю прямо с пола... ИП не смог представить документ об установлении режима работы торгового объекта и ассортиментный перечень, отсутствовала вывеска с наименованием субъекта, продавцы были без нагрудных знаков. Вопросы вызвало и оформление ценников. Все это — основание полагать, что товар может быть небезопасен для покупателя.

Но вот парадокс: органы контроля, действовавшие по закону и, главное, в интересах потребителя, от него же и получили отпор, удивляется Елена Анатольевна. Одна покупательница вообще едва не в драку полезла. Мол, мешаете своими формальностями народу подешевле одеться! Ее совершенно не волновало, из чего эти куртки сделаны и почему так дешево. Но дешево или нет — вопрос спорный. Есть мнение, что им красная цена — около 500 тысяч за штуку...

Компетентно

Ведущий инженер РУП «Центр научных исследований легкой промышленности» Светлана Кужовник:

— В последнее время через нашу организацию, занимающуюся в том числе сертификацией и декларированием продукции легкой промышленности, проходит продукция из такого материала, правда, пока только обувь. Да, это действительно вторичная обработка производственных остатков натуральной кожи. Внешне конечный материал схож с натуральным, но, увы, далек от него по сути и качеству. Поэтому, делая заключение, мы так и пишем: «Не натуральная кожа». И ни производитель готовых изделий из такого материала, ни продавец не имеют никаких оснований заявлять о натуральности кожи. Но делают это сплошь и рядом! Каким образом и на каком этапе происходит подмена понятий, мне неясно. Цель — конечно, завысить цену. Насколько товар из композиционной кожи уступает по цене товару из натуральной? Так же, как стол из ДСП уступает столу из массива дерева.

Комментарий

Заведующий сектором госнадзора инспекции Госстандарта по Минской области и городу Минску Людмила Панкова:

— В соответствии с четырехсторонним постановлением Минторга, Минсельхозпрода, Минздрава и Госстандарта предпринимателям — плательщикам единого налога до 1 января 2016 года установлен переходный период, в течение которого им предоставлено право реализовывать остатки товаров, ввезенных в Беларусь до 1 июля 2014 года, без документов о подтверждении соответствия. Для чего еще до 1 июля 2014 года индивидуальные предприниматели должны были составить опись остатков товаров по каждому торговому и складскому объекту и зарегистрировать в налоговой инспекции. Но для индивидуального предпринимателя, о котором идет речь, это, в принципе, невозможно хотя бы потому, что он зарегистрировал свою деятельность только в нынешнем году. Так что отсутствие подтверждающего документа на куртки с так называемой распродажи — серьезное нарушение. Нам неизвестен состав и способ производственной обработки изделий. А значит, они предположительно могут нанести вред здоровью покупателя.

eversman@sb.by

Фото автора.

Советская Белоруссия № 182 (24812). Среда, 23 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter