В начале 2015-го в Минске введут дифференцированную оплату проезда в общественном транспорте

Дальше едешь — больше платишь

Не прошло и года после появления в минском общественном транспорте электронных компостеров и валидаторов, как пассажирам снова надо готовиться к новшествам. В начале 2015–го введут дифференцированную оплату проезда. Иными словами, заплатить нужно будет столько, на сколько проедешь. А вот за что именно платить — за расстояние или же время в пути, — еще не определились. Какой вариант предпочтительнее и о чем свидетельствует опыт европейских стран?


Как рассказал корреспонденту «СБ» директор ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов, тестирование системы начнется в первом квартале и с оплаты за расстояние. С технической стороны это будет выглядеть так: пассажир при входе прикладывает карточку к валидатору, и прибор списывает с нее полную стоимость проезда, которая останется фиксированной. Но перед выходом нужно снова поднести карту к аппарату, и тот вернет на нее неизрасходованную сумму. Кстати, если в будущем транспортники остановят выбор на оплате по времени, эта система будет работать так же. С тем отличием, что, купив проездной, к примеру, на 30 минут, пассажир может за это время проехать на нескольких видах транспорта. Однако в городе часто образуются пробки, поэтому начали с более приемлемого в наших условиях варианта.


Сначала систему опробуют на пригородных маршрутах, взвесив плюсы и минусы, учтя все нюансы. Монтировать оборудование в таких автобусах уже начали на этой неделе, рассказал начальник первой колонны автобусного парка N 4 Евгений Напорко. В салонах устанавливаются валидаторы. Планируется, что к концу октября все машины уже будут «начинены» умными аппаратами. Валерий Шкуратов успокаивает тех, кто до сих пор настороженно относится к новой технике: на первых порах в Минске оплатить проезд можно будет и обычным талончиком, однако в перспективе, скорее всего, от них откажутся. А в городском транспорте дифференцированная система оплаты первым делом будет внедрена в метро. Ведь реализовать проект там проще всего: на входе уже стоят валидаторы, есть видеонаблюдение, не такой многочисленный подвижной состав, как у наземного транспорта. Остается лишь добавить оборудование на выходе.


Другой вопрос, как быть с непорядочными пассажирами, которые захотят сэкономить? Что им мешает второй раз приложить карту на несколько остановок раньше, чем выйдут? Оказывается, и такой вариант учтут. Уже даже есть некоторые идеи. Планируется, что в салонах установят системы, контролирующие количество безбилетников и общее число пассажиров. Вся информация будет доступна контролирующим органам, которые смогут в любой момент проверить маршрут, переполненный «зайцами». Есть еще плохие новости для любителей поездить «на халяву»: в скором времени штраф вырастет как минимум до одной базовой величины, а это ни много ни мало 150 тысяч рублей. Кстати, некоторые завсегдатаи интернет–форумов высказывают интересные идеи. К примеру, почему бы не организовать для ревизоров специальные остановки между обычными? А то хронические безбилетники, заприметив зорким взглядом контролера, просто выходят на остановке.


Любопытно, как проблема решается в других странах? В Праге, купив проездной билет на 30 или 90 минут, можно пересаживаться на любой общественный транспорт сколько угодно раз. Компостер отмечает точное время начала поездки — и в путь. Существуют и другие тарифы. К примеру, проездной на сутки или трое, а также на месяц, 90 дней или даже на целый год! При этом пенсионеры и дети 6 — 15 лет оплачивают наполовину меньше. Похожая система и в Риме: самый дешевый билет рассчитан на 100 минут с момента активации, приобрести можно также проездной на день, три или неделю. В Париже по одному талону можно пересаживаться в любой транспорт в течение полутора часов, но только раз зайти в метро. Есть и «сроковые» проездные, цена которых зависит от транспортной зоны и времени действия. Барселона также разделена на зоны: чем дальше едешь, тем больше платишь, при этом один талон действителен при пересадке в течение минимум 75 минут, его лишь нужно еще раз прокомпостировать. А вот в Риге минимальный «временной» билет — на 24 часа, что по цене соответствует четырем разовым. Интересно, что здесь можно купить групповой билет на двоих или троих пассажиров сразу. Москва же не так давно всерьез изменила подход к оплате проезда в общественном транспорте. Тут теперь тарифы на любой вкус: и карточки на определенное количество поездок от 1 до 60 (как и у нас — чем больше, тем дешевле), и проездной на 90 минут (по нему можно один раз пройти в метро и сколько хочешь пересаживаться на наземном транспорте). Есть и смарт–карта, на которую при необходимости записывается несколько разных тарифов. По мнению Валерия Шкуратова, все системы дифференцированной оплаты проезда по своим принципам схожи. Возможно, наша будет в чем–либо перекликаться, однако специально такую цель не ставят. Это полностью белорусская разработка.

Факт


Велика вероятность того, что оборудование для пополнения проездных появится и в киосках «Белсоюзпечати». Планируется, что в Минске таких терминалов будет около 200. Переговоры с банками уже ведутся.

Вопрос ребром


В чем выгода?


Перед вводом новой системы в действие хорошо бы оценить работу электронных компостеров и валидаторов. Ведь если раньше в салонах работали 1.000 кондукторов, то в наземном транспорте не сегодня–завтра они совсем исчезнут. Ревизоров же пока только около 400 на почти двухмиллионный Минск... Валерий Шкуратов говорит, что подводить итоги рано — полный анализ закончат к маю. Однако уже можно отметить несколько положительных моментов. Система начала себя окупать. Это доказывает, что тарифы с момента начала ее реализации выросли в два раза, а выручка — в 2,05 раза. Рост доходов идет в меру роста тарифов. Но самое главное — социальный аспект: увеличилось количество тарифных планов. Можно выбрать и проездные, и разовые поездки. Хотя здесь есть вопросы. Скажем, некоторые пассажиры, которым нужно проехать одну–две остановки, не понимают: почему надо платить столько же, сколько и тем, кто едет на другой конец города? Во многом поэтому решено было существующую систему усовершенствовать.


оsokina.sb@mail.ru


Советская Белоруссия №197 (24578). Среда, 15 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter