Календарь и традиции

Чтоб не маяться

Хотя до лета, можно сказать, рукой подать, многолетние наблюдения издавна мудро предупреждали: «Май зямлю грэе, а сiверам вее». По майской погоде наши предки старались предугадать, каким выдастся предстоящее лето. Грозы воспринимались предвестником доброго урожая всех культур: «Грымоты i дождж у маi — будзе хлеб i ў гультая». Небольшие заморозки на почве обещают засушливое лето и заставляют пчеловодов уделить пчелам особое внимание. Считается, чем раньше распустится березовый лист, тем теплее окажется лето, а большое количество майских жуков предвещает летнюю засуху. Обращали внимание и на поведение птиц: если те вьют гнезда на солнечной стороне — жди лета холодного.


В нынешнем году первая майская неделя — православная Пасхальная. Традиционно в это время накрывали богатые праздничные столы, с которых в течение нескольких дней не убирали хлеб, соль, белый сыр, пасхальный пирог, творожную Пасху и красные крашеные яйца. Вообще, пасхальные яйца находились в центре внимания — не только как продукт питания, но и подарок «со смыслом» парням от девушек. Такое подаренное яйцо заключало в себе символику обручения и намекало, что девушка рассчитывает в дальнейшем на крепкий семейный союз со своим избранником. Вообще, нанесение особых рисунков на окрашенные пасхальные яйца больше характерно для западных регионов Беларуси. Работа эта непростая, почти ювелирная, требующая терпения и хорошего эстетического вкуса. И выполняли ее девушки, обычно скрываясь от посторонних глаз, даже тайком от родных. В первое послепасхальное воскресенье по традиции отправлялись в сваты.

К празднику, конечно, все надевали свои лучшие одежды. О том, чтобы молодежь не осталась без нарядов, заботились родители, крестные отец и мать. Юным красавицам часто дарили ленты, кружева, платки, если позволяли средства — перстеньки, сережки...

Всегда с нетерпением ожидали «велiкодных» дней дети, ведь в гости приходили крестные, бабушки–дедушки, дяди–тети и прочая родня — и не с пустыми руками. Ребятишкам на угощение приносили не только «чырвонае яйка», но и разнообразную выпечку: «хворост», творожные «цясткi», сухое печенье «хрусткi» на меду с маком и изюмом, сладкий бисквит, который называли «грыбок» (из–за способности бисквитного теста быстро и высоко подниматься), припасенные с прошлого года орехи. Иногда детвора сама обходила дома родни, чтобы собрать пасхальные подарки, как это делали взрослые «валачобнiкi». Надо сказать, гурты «валачобнiкаў» всегда встречали с радостью, ведь от их «прывiтальнага слова» и пожеланий зависело счастье и благополучие дома.

Традиционное пасхальное развлечение детей и взрослых — игра «выбитки»: для нее мастерился специальный лоток, с которого скатывали яйца, весь процесс строился по принципу бильярда. На Витебщине и Могилевщине устраивали конные забеги. Считалось, чей конь придет первым, тому хозяину выпадет особая удача: самое урожайное поле, раньше всех завершит уборочную... В восточных регионах в первое воскресенье после Пасхи проводили обряд под названием «красная горка» или «ярылавiца». В этот день девушки и замужние молодые женщины собирались где–нибудь у «зялёным гаёчку», захватив с собой угощение (мужчины на праздник не приглашались), пели песни, качались на качелях, водили хороводы, танцевали. На протяжении всего пасхального периода считалось великим грехом отказать просящему. Именно в первую неделю по Пасхе старались навестить тех, кто в материальном плане менее обеспечен, людей старшего поколения, причем не только родственников, но и знакомых, соседей. Благотворительность почиталась всегда, но в такие дни особенно. Надо было также добром вспомнить каждого, кто тебя когда–либо поддержал, и попросить прощения за причиненные обиды у того, с кем обошелся неласково.

Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.

Советская Белоруссия № 80 (24962). Пятница, 29 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter