Как ищут работу выпускники экономических специальностей

Что почем на ярмарке

Найти выпускнику экономической специальности первое рабочее место с каждым годом все сложнее. В топе востребованных на рынке труда работники совсем других сфер — от здравоохранения до образования. А вот самая острая конкуренция среди психологов и экономистов, причем последних, по статистике Минтруда и соцзащиты, уже сегодня вдвое больше, чем вакансий. Да и редкий работодатель охотно доверит свои расчеты вчерашнему студенту без опыта работы. Спасательным кругом для таких выпускников становятся вузовские ярмарки вакансий, на одну из которых в Белорусский государственный экономический университет заглянули корреспонденты «СБ».

Анна Будникова беседует со студентами,
которые хотят показать свои экономические знания в Минфине.

Главный экономический вуз страны в 2017 году оканчивают 1.128 бюджетников и 1.299 платников. Еще 312 ребят получат дипломы магистров. Так что поиски первого рабочего места легкими не будут, причем конкурировать придется не только с однокурсниками, но и с выпускниками других вузов, где готовят по смежным специальностям. Но для начала большинству надо бы решить еще одну задачу — определиться с местом преддипломной практики. Проректор по учебной работе БГЭУ Михаил Мишкевич анализирует статистику прошлых лет: в 2015 году именно на ярмарке на преддипломную практику удалось устроиться 500 студентам, в 2014–м — 700. Тогда как предложений уже на работу было 354 и 350 соответственно. На сей раз на ярмарке снова многолюдно, но прежде чем общаться с работодателями, студенты проходят небольшой мастер–класс по поиску места. Как правильно составить резюме? Почему важно уточнить, предлагают зарплату с вычетом налогов или нет? Специалисты объясняют: категория «начало карьеры» — одна из самых сложных. На специализированных сайтах наниматели чаще всего ищут специалистов для сферы продаж и информационных технологий, при этом нередко не указывают зарплату. Но самое главное — на одну вакансию здесь около четырех десятков резюме!

А мы направляемся в спортивный зал университета, где уже подготовили свои стенды более 50 работодателей из самых разных сфер. Среди первых посетительниц — студентки выпускного курса Оля и Юля. Девчонки оканчивают Институт социально–гуманитарного образования БГЭУ, где изучают психологию предпринимательской деятельности. Говорят, предыдущие практики понравились, но для преддипломной рассчитывают найти что–то новое, мол, хочется разнообразия. С таким же настроем на ярмарку пришла и студентка другой специальности этого же института Анна. Будущий политолог–менеджер уже стажировалась в районных администрациях города и сейчас подыскивает что–нибудь в структуре госорганов: «А как иначе? Это же моя профессия!»

Дмитрий Дудаков пришел на ярмарку
за маркетологами, которые будут заинтересованы работать на Минском заводе колесных тягачей.

Приглядываются к студентам и работодатели. Главный специалист управления кадровой политики Министерства финансов Анна Будникова говорит, что их ведомство готово взять на практику примерно 15 человек: «Мы нацелены на студентов факультета финансов и банковского дела, чья специальность связана с налогами, страхованием. Летом к нам на практику уже приходили ребята, не исключено, что кто–то из них захочет снова у нас стажироваться». Правда, признает специалист, есть нюанс: министерство не может гарантировать своим практикантам трудоустройство, в том числе и из–за оптимизации госаппарата.

Надо отдать должное, многие студенты отчетливо понимают, как непросто найти хорошее рабочее место неопытному экономисту, поэтому активно посещают ярмарки и ребята невыпускных курсов. Как, например, третьекурсница факультета маркетинга и логистики Людмила Ильяш, которая уже попробовала свои силы в области интернет–рекламы, а сейчас хотела бы посмотреть изнутри на что–то совсем другое: «В идеале, чтобы компания работала с продуктом, а не с услугами».

Студентов на ярмарке все больше. У разных стендов возникают группки из заинтересовавшихся предложениями той или иной компании. Им то с ходу дают обещание, что практика плавно перетечет в трудоустройство, то предупреждают: каждого потенциального работника проверят, умеет ли он четко формулировать свои мысли на английском языке. И если для многих организаций такие ярмарки для студентов–экономистов уже стали делом привычным, то некоторые здесь впервые. Как и Минский завод колесных тягачей. Начальник отдела продаж Дмитрий Дудаков замечает, что раньше доводилось принимать участие в подобных мероприятиях только для студентов–технарей, но в экономический университет предприятие отправилось за конкретными специалистами: «Мы хотели бы пригласить на практику молодых и перспективных в отдел продаж. Взять готовы и на работу, но все зависит от конкретного кандидата. Для нас важно, чтобы человек был заинтересован работать на предприятии. По опыту работы с техническими вузами можно сказать: важно, готов ли трудиться сам студент. К нам приходят выпускники, у которых, на наш взгляд, достаточно теоретической подготовки. Да, практики не хватает, но именно от самого человека зависит, будет ли он развиваться дальше».




pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 211 (25093). Среда, 2 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter