В пункте таможенного оформления "Брузги-2" на белорусско-польской границе продолжается масштабная модернизация

«Брузги»: большие перемены

Пункт таможенного оформления «Брузги–2» встречает большой стройкой, развернувшейся почти на десяти гектарах. Здесь возводится транспортно–логистический центр, который будет связан непосредственно с пунктом пропуска. Важный объект планируется построить уже в сентябре. Грузовые автомобили, а их бывает на границе до шестисот в сутки, в ожидании ускоренного таможенного оформления грузов. Новшество даст возможность транспортным компаниям хранить свои товары близко от границы, что позволит сократить время доставки. С вводом такого значимого объекта в Беларуси применят новый подход в организации международных перевозок. Вскоре появится возможность сразу отправлять грузы к получателю, минуя многие формальности. В результате снизятся расходы, как государства, так и бизнеса.


На пока еще огражденной территории практически построен складской корпус в 14 тысяч квадратных метров, а также кафе, две мини–гостиницы, административно–бытовой комплекс. Начальник таможенного поста Сергей Алещенко рассказывает, что транспортно–логистический центр — лишь часть комплексной реконструкции: «Реконструкция началась с открытия стационарного инспекционно–досмотрового комплекса, включающего рентгеновскую сканирующую систему. Сейчас за сутки здесь можно просмотреть в три раза больше подозрительного транспорта, следующего через границу, чем позволяла применяемая здесь мобильная рентгеновская установка. Преимущества заключаются и в качестве сканограмм, экономичности».

Площадка, где может остановиться до полусотни следующих на досмотр машин, не пустует. Усовершенствованный «рентген» позволяет без вскрытия автомобиля с помощью рентгеновского излучения увидеть груз. Вся процедура занимает не более 15 минут. Модернизированная система безошибочно обнаруживает предметы, которые следуют через границу с нарушением таможенного законодательства. «Если мобильный инспекционно–досмотровый комплекс может за смену «просветить» содержимое 60 — 80 транспортных средств, то возможности стационарного —– в пределах 120. Внедрение новой технологии существенно сократило время нахождения машин в пункте пропуска», — комментирует процесс досмотра С.Алещенко.

Кстати, стационарный ИДК был построен в соответствии с программой трансграничного сотрудничества «Польша — Беларусь — Украина». Финансирование велось из двух источников: средства Евросоюза (2 млн 450 тысяч евро) и республиканского бюджета. И такую технологию таможня внедряет по всей стране: она уже работает в пунктах пропуска «Привалка» и «Григоровщина». А по программе трансграничного сотрудничества «Польша — Беларусь — Украина» на 2014 — 2020 годы планируется построить комплексы в «Берестовице» и «Песчатке».

Фото  ГТК.

Направляемся к транспортным коридорам. Утро пятницы — это еще не пик работы таможенной службы, потому очередь небольшая. Начальник поста говорит, что «жарко» на «Брузгах» станет уже к вечеру:

— Логистика транспортных компаний с нашей и с польской стороны построена так, чтобы в выходные перевозчики пересекали границу. Отсюда и нагрузки в эти дни. Также пик приходится на праздники. Грузовых машин бывает до 600 в сутки в каждом направлении, легковых — до 1.700. Пропускная способность «Брузгов» сейчас ниже.

Кардинальные перемены в этом плане ожидаются после реконструкции М–6. «Брузги» вошел как таможенная составляющая в проект по модернизации этого транзитного коридора, финансируемый Всемирным банком. Изменения коснутся в первую очередь грузового транспорта и пешеходов, для которых появятся дополнительные дорожки. Ожидается, что после модернизации грузовик через пропускной пункт сможет проехать меньше чем за десять минут, если не потребуется отправить его на «рентген». Чтобы достичь такой пропускной способности, проезжая часть на границе увеличится до 5 полос в каждом направлении. Таможенное оформление частично будет переведено с терминальной на канальную систему, для этого дополнительно смонтируют весоизмерительное оборудование, установят модули. Заработает также система считывания номерных знаков, улучшится видеонаблюдение.

Сейчас водители по очереди выходят из кабины, чтобы передать документы сотрудникам таможни. А вскоре, не покидая автомобиль, смогут протянуть бумаги специалистам в окошки, которые будут подняты до уровня кабин грузовиков.

Появятся дополнительные полосы и для легковых машин. А пешеходы получат свой долгожданный удобный коридор от белорусского пункта пропуска до польского. Протяженность такого маршрута составит около 2,5 километра. Это перспективы. А перевозчик со стажем гродненец Валерий Нормантович считает, что пункт пропуска «Брузги» уже кардинально изменился:


— Я пересекаю пункт пропуска в течение 20 минут. Этому поспособствовало участие нашей фирмы в эксперименте по автоматическому выпуску грузов, который здесь апробируется. Вся информация напрямую поступает в таможенные органы, время экономится существенно.

Впрочем, столь быстрое пересечение границы гарантировано не всем. Немало нарушивших закон граждан, оставив конфискованные товары на таможенном складе, а автомобили на специальной стоянке, вынуждены отправиться в суд. Задержанного транспорта с номерами не только разных регионов Беларуси, но и сопредельных стран на «Брузгах» насчитала около двух десятков.

Чтобы представить ритм работы Гродненской таможни в целом, стоит проанализировать цифры. Через таможенную границу в первом квартале этого года проследовало 637,5 тысячи транспортных средств всех видов. А товаров они перевезли 2,8 миллиона тонн. Границу пересекли более 890 тысяч человек. Остается добавить, что «Брузги» — один из пунктов пропуска страны с наиболее интенсивным движением.

Начальник Гродненской региональной таможни Андрей Ковальчук подытоживает: «На «Брузгах» успешно осуществляется серьезная модернизация, благодаря усилиям Таможенного комитета и инвесторов. Пункт пропуска уже оснащен новейшим оборудованием, включая технические средства инспекционного контроля, здесь используются современные информационные технологии, внедряются экспериментальные наработки. Одна из причин возникающих очередей на границе — несовершенство инфраструктуры. После реконструкции магистраль М–6 станет шире, здесь будет устанавливаться современное оборудование для считывания и распознавания номерных знаков. Мы уйдем от такого анахронизма, как контрольные талоны. Все новшества в комплексе позволят гораздо эффективнее проводить операции таможенного контроля и вместе с тем сократят время на пересечение границы».

К слову, планируется, что пропускная способность модернизированных «Брузгов» увеличится почти вдвое.

infong@sb.by

Фото автора.

Cпрашивали — отвечаем

Если машина — вещдок



«В 2013 году я купил у минского частника «Мазду» с транзитными номерами. Нашел ее по объявлению в интернете, поставил на учет в ГАИ и получил номера. В прошлом году получаю письмо из таможни, и началась проверка, поскольку выяснилось, что моя машина не была растаможена и техпаспорт на нее поддельный. Сейчас транспорт изъят, возбуждено уголовное дело против того человека, иностранки, которая этот автомобиль привезла и продала мне. Я же остался ни с чем: ни машины, ни денег. Вернут ли мне транспорт, я же его купил честно?» 

Владимир Петрович, Минск.


Ситуацию прояснил заместитель председателя ГТК Сергей Полудень:

— Товары для личного пользования, которые ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза, должны быть задекларированы и находятся под контролем таможенных органов с момента пересечения границы и до их выпуска с целью обращения на таможенной территории ЕАЭС. Зарегистрированной за границей машиной, которую иностранка ввезла временно в таможенную зону ЕАЭС с освобождением от уплаты пошлин, налогов, она может пользоваться, однако определенное время — до истечения срока временного ввоза. Но при передаче временно ввезенного автомобиля другому человеку требуются декларирование и уплата таможенных платежей.

В нашем случае гражданка Польши завезла в Беларусь две «Мазды», однако срок временного ввоза истек, а необходимые таможенные процедуры выполнены не были, и ожидаемо сработал обычный механизм. В итоге в отношении иностранки возбудили уголовное дело и вынесли решение о взыскании таможенных платежей и пеней. Мало того, выяснилось: транзитный номер, с которым проданную машину пытались поставить на учет в Госавтоинспекции, выдавался не на «Мазду», а на Toyota, а свидетельство о регистрации — на Rover. Сейчас эту историю изучают следователи, которые и решат, признать автомобиль вещественным доказательством либо вернуть белорусскому покупателю.

Знак отличия



В белорусской общественной организации таможенников учрежден нагрудный знак «Ветеран таможенной службы».

Советская Белоруссия № 127 (25009). Вторник, 5 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter