Заместитель министра экономики: новый декрет повысит инвестиционную привлекательность страны

Большой торговый путь

Иностранные инвестиции являются важнейшим фактором роста экономики. Так в любой стране. Наша — не исключение. Но если мировая конъюнктура не радует, то трудно ожидать бурного притока денег. На первый взгляд статистика это подтверждает. По итогам года ожидается, что темпы прироста иностранных инвестиций составят 90,4 процента к уровню 2014–го. Это спад, если называть вещи своими именами. Зато в долгосрочной перспективе показатели у нас вполне достойные. В этой пятилетке в экономику страны вложено в эквиваленте 81,4 миллиарда долларов — на 8,5 миллиарда больше, чем в предыдущей. Что особенно важно: приток иностранных инвестиций увеличился в 2,1 раза. И даже по итогам текущего, не самого благоприятного года темп роста инвестиций в основной капитал составит 112 процентов.

Вкачестве наглядных примеров можно привести инвестпроекты последних лет. Одни из них завершены, другие реализуются. Модернизация цементных заводов, мощностей Березовской и Лукомльской электростанций, строительство Белорусской АЭС, открытие новых линий на Белорусском металлургическом заводе, строительство дорог, выпуск беленой целлюлозы на Светлогорском ЦБК, разработка новых калийных месторождений... Это более эффективное производство и новые рабочие места, пополнение бюджета, увеличение экспортного потенциала.

Называя эти цифры, заместитель министра экономики Александр Ярошенко анализировал ожидаемый эффект от издания Декрета № 8. Президент его подписал 12 ноября. Документ заложил институт инвестиционных договоров. Практика показала, что некоторые положения нуждаются в корректировке. Инициативы поступили со стороны бизнеса. Ярошенко объяснил их суть.

Так, по инициативе деловых кругов снят запрет на привлечение дополнительных ресурсов, собственных или заемных, под незавершенное строительство. Отрегулирован механизм возмещения полученных льгот и взимания штрафов в случае прекращения инвестдоговора. Это, как известно, может произойти не только по вине инвестора, но и в силу нераспорядительности местного органа, который подписывает договор от имени государства. Это очень важный аспект! Инвестору нужна не только прибыль, но и гарантии, чтобы без потерь выйти из проекта, если он сорван не по его вине. Уточнена процедура реализации недостроенных объектов и механизм изъятия у инвестора земельного участка...

Не будем перечислять все новации: инвесторы найдут их в самом декрете. Замминистра экономики обратил внимание на главное: это важные, ключевые изменения, которые должны повысить привлекательность белорусской экономики для иностранных инвесторов.

— Мы постоянно оттачиваем наши инвестиционные инструменты, — подтвердил Кирилл Коротеев, первый заместитель гендиректора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка «Великий камень».

По его мнению, это должно стать одним из важнейших конкурентных преимуществ китайско–белорусского масштабного замысла.

Будучи стратегическим проектом для нашей страны, он одновременно показывает ее инвестиционную привлекательность для бизнеса третьих стран. О развитии парка газета сообщает регулярно, но главное можно повторить: все идет по графику, инфраструктура готова на 80 процентов. В будущем году будет сдана в эксплуатацию 4–полосная магистраль вокруг парка, начнется сооружение объектов промышленного назначения, в частности, большого логистического центра. Так называемого сухого порта, который должен стать ключевым звеном в экономическом поясе нового Шелкового пути и свяжет судоходные черноморские и балтийские магистрали.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 230 (24860). Пятница, 27 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter