Традицию шаповальства в Дрибинском районе представят для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

Белый, как валенок

Шаповалами Дрибинщина славилась издавна. В старину местные мастера за тридевять земель валенки валять ходили. В советские времена обували в теплые «шкорни» ручного производства белорусов и россиян. Недавно их мастерство получило статус нематериальной историко–культурной ценности Беларуси. Теперь претендует на место в Списке всемирного нематериального культурного наследия.



Валенки ручной работы давно стали визитной карточкой Дрибина. У местного историко–этнографического музея даже сайт так называется: «Валенки–Дрибин.by». Да и сам музей — настоящая мастерская катрушника. Есть тут настоящая «брында» — станок, с помощью которого выбивается овчина. А уж самих валенок — великое множество: детские с цветами, для девушек–модниц — расшитые узорами, серые для мужчин и даже крохотные, размером с ладошку — сувенирные. В конце прошлого года в музее закончили ремонт. Но планов впереди еще много. По словам директора Жанны Климовой, до конца 2015–го планируют обновить и значительно расширить экспозицию:

— Уже заказали художественный проект — в музее появятся красивая диорама, мебель для мастерской, где занимаются дети. Самому маленькому шаповалу из клуба «Спутник» 9 лет. В прошлом году создали молодежную производственную бригаду «Дрибинские шерстобиты». Еще раньше объединили при музее опытных катрушников.

Их нынче на Дрибинщине — около 30. А когда–то катрушники жили, почитай, в каждом доме. Секреты своего ремесла держали в тайне, передавая из поколения в поколение. Даже язык свой катрушницкий придумали. Хлеб — «окруж», кружка — «чахирка», иголка — «бодуха», деньги — «ховбы», шапка — «катруха», валенки — «шкорни». С его помощью шаповалы не только секреты ремесла от конкурентов таили, но и заказчиков хвалили или ругали. К примеру, попалась скупая хозяйка, один мастер говорил другому: «Жбаха — шкредьма, надо шкорни схалить!» В переводе на русский: «Хозяйка — жадина, надо валенки испортить!»


Со временем, чтобы нелегкий труд катрушников не был предан забвению, их язык рассекретили. Издали книгу «Катрушнiцкi лемязень», где собрали около тысячи слов. При подготовке использовали записи известного этнографа Евдокима Романова, в 1900––1901 годах пробовавшего систематизировать язык шаповалов, сведения о языке дрибинских шаповалов XIX века, найденные в архивах местного музея, рукописный домашний словарик, переданный уроженцем Дрибинщины Михаилом Козловым, отец и дед которого катрушниками были.

По крупицам собирали и историю старинного ремесла. По официальным данным, шаповальство (дословный перевод — «валять шапку») зародилось на Дрибинщине в XIX веке. Версий возникновения несколько. Первая — тогдашний владелец имения Дрибин Оттон Цехоновецкий послал своих крестьян в Нижегородскую область, чтобы обучились шаповальскому ремеслу. Вторая — владелец имения с целью увеличения населения — место это было довольно необжитое, пустынное — пригласил селиться сюда всех желающих. Среди пришедших были и те, кто умел обращаться с овчиной.

В старину шаповалы занимались отхожим и кустарным промыслом. Трижды в год уходили работать по деревням. Одного дрибинского шаповала валенки довели аж до Америки. Говорят, оттуда он присылал своей семье по 300 рублей в год — огромные по тем временам деньжищи!

Шаповал с 30-летним стажем Владимир Осиповский обучает самобытному ремеслу местных детей.

Шаповальское искусство тяжелое. А вот орудия труда у мастера простые: деревянные колодки, с помощью которых придается форма ступне валенка, правидло, при помощи которого формируется голенище. Катрушник Владимир Осиповский — профессионал с 30–летним стажем из деревни Покутье Дрибинского района, к которому обычно возят туристов, рассказывает:

— Кропотливая это работа и грязная. Шерсть сперва надо заготовить, вымыть, вычесать, высушить. Если нечистая — процентов 25 может уйти на выброс. А надо ее на женские валенки больше килограмма. На мужские — полтора. Одному заказчику, у которого 50–й размер обуви, и вовсе понадобилось больше двух кило. Потом начинается сам процесс валяния: шерсть раскладывается на полотне, вымачивается в холодной воде, выкручивается. Формируется большущий валенок, заворачивается, укатывается с одной стороны, с другой. Придается нужная форма — она должна быть больше реального размера процентов на 50. После валенки подравниваются, подгоняются под нужный размер на колодке, внутрь каждого кладут специальную материю, именуемую «душа». Опять несколько раз укатываются, заливаются кипятком и «раскатываются» уже в кипятке. Процесс долгий. На одну пару уходит минимум трое суток. Плюс валенки нужно просушить в печи. Но дело того стоит — в такой теплой обуви в самую лютую стужу не холодно ни 80–летнему старику, ни малому ребенку. И послужат они долго. Ведь при изготовлении не используются ни химикаты, ни кислоты, лишь горячая вода. А на качественный товар и спрос есть. У меня в прошлом году около сотни заказчиков было. География обширная: Гомель, Гродно, Москва, Мурманск, Череповец. И ребятню местную науке этой обучаю. Потому что надо кому–то опыт передавать.

Елена Ребковец: "Такие варежки в старину катрушники специально для ямщиков валяли".

КОММЕНТАРИЙ

Елена Ребковец, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Дрибинского райисполкома:

— Чтобы шаповальство развивалось, на Дрибинщине уже сделано немало. Это не только кружки. У нас каждый год проходит фестиваль народного творчества, промыслов и ремесел «Дрибинские торжки». Любой может приобрести сувениры из шерсти и, конечно, валенки. В конце прошлого года нас пригласили поучаствовать в Днях белорусской культуры в Санкт–Петербурге. Наши самобытные валенки и шапки–магерки, куклы–обереги произвели там фурор. Если же наше шаповальство включат в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, надеемся, что к нам потянется еще больше туристов. Уже сегодня нам есть что им показать. Но планов еще много. В этом году в здании музея откроется салон–магазин с катрушницкой мастерской, где смогут выставлять свои работы как опытные, так и начинающие шаповалы. А еще есть идея: завлекать туристов в Дрибин необычным туром — с возможностью пожить в агроусадьбе понравившегося шаповала и самому научиться валять валенки.

olgak53@mail.ru

Фото автора и предоставлено Дрибинским историко–этнографическим музеем.

Советская Белоруссия № 17 (24647). Четверг, 29 января 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter