Вероятность финансирования терроризма через банковскую систему Беларуси оценивается как мизерная

Барьер для денег террористов

Вероятность финансирования терроризма через банковскую систему Беларуси — мизерная
Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма — острая тема, которую обсуждали делегаты из девяти стран на недавнем заседании Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Встреча проходила в Москве. По словам директора Департамента финансового мониторинга КГК Беларуси Вячеслава Реута, представлявшего в ЕАГ интересы белорусской стороны, вероятность финансирования терроризма через нашу банковскую систему мизерная:


— Существует вероятность транзитных потоков, когда деньги запускаются через банки разных стран. И наша задача их выявить. В том числе и те, которые могут идти непосредственно из Беларуси. Их доля ничтожна.

Вячеслав Реут напомнил о недавней трагедии с российским пассажирским самолетом: «Кому–то же это было выгодно. Или теракты в Мадриде, когда были взорваны поезда, на что понадобилось менее 1,5 тысячи евро. На теракты в Нью–Йорке 11 сентября — 500 тысяч долларов. Кто–то же все это финансирует. В зоне ИГИЛ сейчас закрыты все банки, однако оружие боевикам поставляется. Значит, есть спонсоры. Нам же, несмотря на кажущуюся отдаленность, необходимо защитить свою финансовую систему, чтобы не допустить подобных явлений».

На заседании ЕАГ обсуждались различные аспекты, начиная от изучения типологии отмывания преступных денег, проведения взаимных оценок. Страны также договорились обмениваться информацией и национальными списками возможных участников финансирования терроризма.

Сегодня нам необходимо оценить национальные риски и понять, в каком направлении двигаться дальше, говорит начальник главного управления валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка Анатолий Мороз:

— Сейчас национальную оценку рисков проводит Международный валютный фонд и Всемирный банк. В Беларуси мониторинг проведут в течение следующего года. Кстати, страны, которые не проходят эту процедуру, попадают в так называемый серый список с вероятностью прекращения всяких отношений с крупными международными банками, инвесторами. Вместе с тем в Беларуси банковская система уже работает по трехвекторной модели определения рисков. Это риск по профилю клиента, когда оцениваются данные о руководителях, учредителях фирм, организаций, главном бухгалтере и так далее. Риски по географическому региону — в основном рассматриваются офшорные зоны и государства, не сотрудничающие в противодействии отмыванию денег и спонсированию террора. И третья категория — риски по видам финансовых операций субъектов хозяйствования (речь об операциях через подозрительные страны, превышении суммы в тысячу базовых величин и прочем). До введения этой системы мы били по хвостам, а банки не имели права приостанавливать сомнительные операции. Теперь у них это право есть, как следствие — десятки обоснованных отказов. Кстати, ежедневно в ДФМ КГК от банков, нотариусов и т.д. поступает около 600 сообщений о подозрительных финоперациях. Собранная информация анализируется.

Участники ЕАГ также обсудили темы борьбы с коррупцией, отмывания доходов от наркобизнеса и прочие. По результатам встречи страны подготовили ряд документов. Следующее заседание пройдет в июне в Казахстане.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 229 (24859). Четверг, 26 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter