Неизвестные партизанские землянки в Стародорожском районе нашла местная жительница и предлагает включить в турмаршрут

Артефакты минувшей войны

Партизанские землянки, место крушения в 1941 году советского самолета — эти памятные места времен Великой Отечественной войны на границе Стародорожского и Слуцкого районов сегодня волнуют пока лишь одного человека — жительницу Минска Веру Здоровец. Она родом из тех мест. Увлеченная прошлым малой родины исследовательница возвращается туда и теперь. Цели у нее не научные, а гуманистические — восстановить память о предках.


Варшавка — так называют в народе дорогу P–43 Москва — Варшава, ведущую через Старые Дороги на Слуцк. Если свернуть перед границей со Слуцким районом направо, попадешь в деревню Селище. Там прошло детство Веры Здоровец:

— Здесь я родилась в начале войны. В 1959 году уехала на учебу в Минск. В городе вела активную общественную работу, была депутатом Фрунзенского райсовета. В свое село вернулась в 1996–м — смотреть мать. Еще застала людей, помнивших события войны. Теперь никого из них уже нет. Военная тема взволновала не случайно: в окрестностях в 1942 году воевал партизанский отряд «Смерть фашизму» (с 1943–го — 100–я бригада имени Кирова). Родные мои тоже были в партизанах, служили на фронтах Великой Отечественной.

Началом поисков стала беседа с односельчанами, которые еще помнили, как летом 1941–го в небе сошлись в неравном бою два самолета — немецкий и советский. Вера Здоровец выяснила:


— Наш загорелся и упал на лес в 200 метрах от Селища. В конце 1950–х годов лес начали вырубать. Сейчас там поле. Мама видела погибшего летчика. Нашли при нем документы на фамилию Водогрей или Водогрецкий. Родом он был из Украины...

Еще один пилот спасся. Он катапультировался. Но был ранен. Красноармейца выходили жители Селища Петр и Ольга Казючиц. Об этом рассказал их сын Вячеслав, которого в Борисове разыскала Вера Здоровец:



— Родители вечером тайком перевезли летчика из леса в деревню. Спрятали в конюшне — на чердаке в соломе. Когда пошел на поправку, по селу уже поползли слухи о том, кого прячут Казючицы. Сам пилот, чтобы отвести беду от нашей семьи (за укрывательство красноармейца грозил расстрел), решил уйти в лес. Но в 1941 году в нашем районе еще не было партизанских отрядов, ближайшие — только под Любанью. Солдат все–таки ушел... После войны мы, дети, ходили на место падения самолета. Собирали алюминий, медь. Находили много патронов. Мой брат Петр даже был ранен — взорвались найденные патроны.

Вера Здоровец помнит, как дома пользовались посудой, сделанной из обломков самолета, ложками, сковородками. Эта утварь в деревне была у многих.

А мы идем с моей собеседницей от места падения самолета к лесу — там сохранились землянки времен войны. Вокруг давно все вытоптано грибниками, ягодниками. История уходит в буквальном смысле в землю — скоро не останется и следа от жилищ. Ведь они нигде не значатся как охраняемый государством объект. Вера Александровна надеется, что рано или поздно хотя бы огородят памятное место:

— Кто жил в этих землянках? В декабре 1942 года некоторые люди из нашей деревни ушли в партизаны. Весной 1943–го в село наведывались члены отряда имени Кутузова. Когда немцы об этом проведали, то выстроили вдоль забора всех жителей с маленькими детьми на руках, напротив поставили пулемет. Стали рыскать по домам. Но ничего не обнаружили. Житель Медведни Николай Лобан рассказывал, что его мать опускала ведро в колодец, чтобы журавль торчал вверх — это был знак, что в деревне гитлеровцы. А в землянках прятались и местные жители, и партизаны.


Осталось около 20 осевших землянок. Некоторые поросли соснами.

Очевидно, что чем больше лет отделяет нас от войны, тем ценнее становятся ее артефакты. И на сегодня самое важное — сохранить землянки, оградить от разрушения, а в будущем — хотя бы указать путь к ним с Варшавки для путников. А Вера Здоровец продолжает свои исследования. Для нее это долг — отдать дань памяти героям событий более чем 70–летней давности.

Справка

В окрестностях Селища и Медведни есть только один памятник, напоминающий о военной поре. Это обелиск в память о кузнеце Айзике Гельфанде, спасшемся в землянке у хутора Воробьевщина благодаря помощи местных жителей, а потом ушедшего в партизаны. Установили мемориальный знак в 2001 году при участии посольства Израиля и музея Яд–Вашем.

Авторитетно

Светлана Королько, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Стародорожского района:

— С Верой Здоровец встречались представители районного историко–этнографического музея, военкомата. Там в курсе ее исследований, предложений. Была беседа с уважаемой землячкой и в райисполкоме. В начале января поедем к землянкам, подумаем, что можно сделать для их сохранения. Так как в нашем районе было несколько партизанских отрядов, то следы их деятельности обнаруживаются по сей день. 6 — 12 августа 1942 года произошли кровопролитные бои 121–й стрелковой дивизии в Синеговских лесах, прорыв фашистского фронта и выход с боем до соединения с действующей Красной Армией. 7 августа партизаны отряда «Народные мстители» разгромили вражеский гарнизон в Синегово. Здесь находится братская могила 45 воинов Красной Армии, где похоронены солдаты и партизаны, погибшие в 1941 — 1944 годах, в том числе 20 человек из 121–й стрелковой дивизии. Здесь проходят патриотические мероприятия. После соответствующих исследований и благоустройства окрестности Селища и Медведни также могут стать перспективным направлением в развитии туризма.

Николай Чирский, председатель Белорусской ассоциации экскурсоводов и гидов–переводчиков:

— Чтобы землянки стали экскурсионным объектом, к ним должна быть подведена хорошая дорога, создана инфраструктура — стоянка для транспорта, туалет и т.д. Нужно изучить степень сохранности деревянных конструкций, чтобы решить, можно ли оборудовать какую–то из землянок для осмотра изнутри, какие необходимы реставрационные работы и вообще безопасно ли их посещать или возможен лишь осмотр со стороны. Затем должен быть составлен текст экскурсии. В Старых Дорогах есть два прекрасных музея — Анатолия Белого и историко–этнографический. Я вижу землянки как филиал музея. Но это требует и определенных средств. Необходимо продумать, в какой маршрут могут быть включены достопримечательности у Селища и Медведни. Возможно, стоит посмотреть шире — и на соседний Слуцкий район, объединить усилия. Но пока в этих регионах нет активных турфирм, которые могли бы заняться продвижением такого продукта. Большинство из существующих вывозят клиентов на отдых в Минск и за пределы Беларуси.

Кстати

В 6 километрах от деревни Ровное Поле Россонского района в 2002 году восстановили землянки, принадлежавшие отряду бригады имени Рокоссовского. Именно здесь воевал Петр Машеров. Однако оригинальных конструкций до наших дней не сохранилось. Что не помешало создать здесь музей партизанского быта. Галина Подвительская, заместитель председателя Россонского района, рассказала, как удалось сделать привлекательный туристический объект:


— Мы восстановили несколько землянок — штабную, жилую, оружейную, баню, столовую. Приезжали участники отряда, в том числе вдова Машерова Полина Андреевна, и подтвердили, что все соответствует оригиналу. Районный Музей боевого содружества разработал турмаршрут, спектакль, который здесь ставится во время визитов гостей.

vk@sb.by

Советская Белоруссия № 251 (24881). Среда, 30 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter