Как улучшат школьные учебники

И вновь учебная тревога

Тема учебников уже давно перестала быть поводом для дискуссий лишь в педагогических кругах. Стоит только заглянуть в пособия для школяров, как становится ясно: нужно что–то срочно менять! Заговорили и на самом высоком уровне, что учебники нового образца надо адаптировать к современным реалиям и возможностям учеников. Но как это должно выглядеть на практике? Стоит ли делать сегодня акцент на электронные учебники или все же вопрос технологий второстепенен, особенно если немало нюансов с содержанием? Проблем много, а пособий, которые бы не вызывали нареканий, мало. Поищем вместе ответы на 3 самых популярных вопроса, стоящих в повестке дня.


Фото Сергея Лозюка

1. Кто будет писать?


Сейчас идет четвертый этап конкурса на создание учебных пособий, причем на этот раз в условиях появилась любопытная оговорка: если заявку подает лишь один авторский коллектив, конкурс считается несостоявшимся. Задумка вроде неплохая, ведь конкуренция тут уж точно не помешает, но во что она выльется? Дело в том, что предыдущие три этапа показали: в 16 из 24 номинаций было подано лишь по одному материалу, которые, собственно, и победили. А что теперь? Будут принудительно создавать дополнительные авторские коллективы?

Валентина Гинчук, заместитель директора по научно–методической работе Национального института образования, объясняет, что из–за отсутствия конкуренции на некоторые пособия объявлен повторный конкурс. Теперь ищут авторов «Человека и мира» для 2–го класса, «Русской литературы» для 5–го класса, а для семиклассников надо бы определиться с авторством сразу нескольких учебников — по белорусской и русской литературам, информатике и искусству. Заявки от коллективов ждут до 19 июня, правда, пока не ясно, кто будет их подавать. Сейчас, говорят в институте, по этому вопросу идет активная работа с вузами, институтами развития образования, ведущими методистами. Здесь уверены: конкуренция необходима, исключение может быть лишь для специфических пособий, как, например, по китайскому языку. Что ж, посмотрим.

А что с проигравшими? Уже более 15 лет в учебном процессе у нас нельзя использовать пособия, которые не получили одобрения Министерства образования. Но что, если авторы издадут за свои деньги альтернативный учебник и получат заветный гриф? Сможет ли учитель прибегнуть на уроках к такой книге? Тут ведь надо понимать: нет никакой гарантии, что авторы лучшего фрагмента создадут действительно в целом качественный учебник (на конкурс, напомню, представляются лишь части будущего пособия, причем в зависимости от предмета они должны быть от 17 до 60 страниц). Директор Национального института образования Сергей Важник не скрывает, что уже были случаи, когда авторским коллективам предлагали объединиться. Потому что в одном оказывались более сильные теоретики, а в другом — опытные методисты...

2. Как будут испытывать новые пособия?


Увы, советский подход, когда, прежде чем применять учебник во всех школах, его испытывали в избранных, не в чести. Сейчас схему обещают простую: пособия запустят в учебный процесс, а затем в течение года будут отслеживать отзывы на них, проводить анкетирования, чтобы через год подвести итоги и сделать работу над ошибками. К слову, и в Минобразования подчеркивают, мол, учебники то и дело подвергаются серьезным проверкам, в которых задействованы и учителя, и законные представители учеников, и методисты. Все замечания учитываются при доработке пособий и их переизданиях. При этом приводятся такие цифры: в 2013/2014 и 2014/2015 учебных годах проверено 106 наименований изданий на базе 353 учреждений общего среднего образования. Задействованы в этой опытной проверке 730 педагогов. А уже в нынешнем году обещают еще один «тест на прочность» — психолого–педагогическую экспертизу. Займутся ей опытные вузовские психологи, которые и вынесут для каждого учебника вердикт: подходит ли для своей возрастной категории?


Раиса Сидоренко. Фото Александра Кулевского

3. Почему нельзя вернуть советские книги?


Панацеей от всех бед у нас обещают сделать базовый учебник. Содержание предмета в нем будет в «объеме, минимально необходимом и достаточном для качественного общего среднего образования». На этот учебник будут наслаиваться всевозможные печатные и электронные компоненты, которые расширят и дополнят основную информацию. Ставку планируют сделать на практику, то есть ученик должен не просто знать, но и уметь применить свои знания в реальной ситуации. Кстати, представители Министерства образования акцентируют внимание на том, что все новые учебники разрабатывают, именно опираясь на концепцию базового учебника, причем стараясь сократить объем теории, упростить язык и учитывать межпредметные связи.

Тем временем градус споров об учебных новациях поднимается. Все больше вокруг и сторонников идеи, что куда эффективнее было бы не изобретать велосипед, а вспомнить то, что проверено временем. Например, читательница «СБ» Анна Гатальская утверждает, что учебники 1960–х годов можно смело назвать национальным достоянием, такие они были внятные и интересные: «По тем прекрасным учебникам учились большинство наших ученых и руководителей... Они выверены годами педагогического труда!» Пример — учебник по русскому языку, где по каждой теме даны короткие четкие правила. Отсюда был и результат — хорошая грамотность учеников. Подобных писем–рассуждений в редакционной почте сегодня много, и ряды сторонников старых учебников становятся все плотнее после каждого нового эксперимента с пособиями. Впрочем, у Министерства образования свой взгляд на ситуацию. Так, заместитель министра Раиса Сидоренко уверена, что работа над учебниками, как и над программами, идет в правильном направлении:

— Современные учебные программы по всем предметам учитывают новейшие достижения науки в различных областях, разработаны с учетом культурологического подхода, который отражает национально–культурную специфику Беларуси, ориентирован на формирование гражданственности, воспитание патриотизма и рассчитан на освоение культурного наследия страны. Эти аспекты отражаются и в национальных учебных пособиях. Использование в образовательном процессе учебников 1960–х годов или изданных в других государствах не позволит сформировать у школьников целостное представление о развитии современной науки, нравственные убеждения и ценности с учетом идеологической составляющей.

Почему же тогда востребованные репетиторы, особенно по языкам и по многим точным наукам, активно пользуются именно советскими пособиями? И родители же видят результат — ребенок получает высокие баллы на тестировании. Может, дело все–таки не в дате издания?


Фото Павла Чуйко

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 84 (24966). Четверг, 5 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter