Повышение зарплаты учителям

Зарплата для учителя

Уже ни раз приходилось слышать от учителей вполне справедливый вопрос: где обещанное повышение зарплаты?

Пролог


Из письма педагогов одной из брестских школ: «В апреле 2013 года учитель математики высшей категории со стажем свыше 15 лет имел тарифный оклад за 26 часов 1.636.470 рублей, а в сентябре 2013/2014 учебного года за те же 26 часов у того же учителя оклад 1.518.880 рублей. Где же здесь 25% увеличения или хотя бы 3%?». 

Эта песня хороша…


Не скажу, что меня удивили такие расчеты. Уже не раз приходилось слышать от учителей вполне справедливый вопрос: где обещанное повышение зарплаты? В «расчетниках» не значится. Вот недавно представители образования деликатно намекнули, что 25-процентный рост заработка никто конкретно не обещал. Повысили тарифные ставки для некоторых категорий педработников – зарплата в среднем выросла на 3%.  Не хочется пускаться в долгие размышления о средней температуре по палате, но… Вот рассказал недавно представитель одного из ведущих столичных вузов: в Москве, где профессия учителя куда востребованнее, за последние три года зарплата выросла на… 63 процента, причем, как обещают местные власти, это не предел. 

Для тех, кто подзабыл ход истории, напомню занимательную арифметику. С 1 сентября тарифные ставки, или оклады, учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования вроде как были повышены на 25%. Одновременно увеличилась и норма педагогической нагрузки за ставку: для учителей и педагогов дополнительного образования на два часа, то есть с 18 до 20 часов в неделю. Для преподавателей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования – с 720 до 800 часов в год. По расчетам Министерства образования, теперь в школах более 96% педагогов работают с нагрузкой 20 и более часов в неделю. На выходе получается какая-то абракадабра: учителя работают больше, платят им практически столько же (а то и меньше!), а дети помогают школе зарабатывать деньги. Вроде как небольшой доход школам приносят образовательные услуги, в том числе репетиторство. А на недавней пресс-конференции Сергей Маскевич, министр образования, отметил: «Меня привлекает работа учреждений образования Минской области по созданию школьных бизнес-компаний, которые оказывают услуги населению – обслуживание свадеб или вязание веников».

Вообще, в министерстве утверждают, что у нас «не ощущается дефицита педагогических кадров», хотя в некоторых школах к работе привлечены преподаватели пенсионного возраста, студенты старших курсов. Даже в детсадах, говорят, нет катастрофы. Наверное, детсад у меня во дворе исключение: там, поговаривают, детей не с кем оставить, воспитатели не уходят – бегут… И у одной коллеги так, и у другой. Может, не в тех районах живем? Нет, на самом деле вроде как даже признают, что есть трудности с учителями-предметниками. Особенно физико-математического профиля. С начальными классами местами недоборчик, но тут вроде как появилось резонное оправдание: только в Минске начальных классов с 1 сентября стало на 133 больше. Хотя, сдается мне, то ли еще будет: педвузы уже чуть не за руку к себе затаскивают всех подряд студентов – какой-никакой, а все же свой. Как-то так получается. 

На фоне айсберга школьных проблем, где вершина-зарплата все ближе и ближе к плинтусу прижимает престиж нашего образования, немного удивляют официальные исследования: уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг в среднем выше 4 баллов по 5-балльной шкале. Так, у родителей дошкольников этот показатель составил 4,47, в школах – 4,26. Смотришь на этот рейтинг и невольно вспоминаешь коронную фразу Станиславского. Натолкнулась недавно на гениальное утверждение коллеги: нет у нас никакого Дня учителя, потому что в школах работают почти на сто процентов – учительницы! Измотанные бытом, бесконечным бумагооборотом, и непосильным грузом мыслимых и немыслимых школьных забот. Да и называют их соответственно – училки. Учителя у нас, кстати, тоже люди с юмором, за его счет и спасаются, иронично величая своих супругов «мужьями училки». Было бы смешно, кабы не было так грустно.  

Эпилог


Знакомый директор школы рассказал, что уволился последний учитель физкультуры. Новую работу нашел быстро – в одной из популярных торговых сетей. В соседних учебных заведениях физкультуру ведут только пенсионеры. Шутят, мол, молодежь за такие деньги не пойдет. Она собственно и не идет. А потом грустно улыбаются: «Ничто не вечно под луной…» Страшно как-то, не находите? 

P.S. Сейчас внимательно следим за очередным экспериментом с зарплатами – внедрением отраслевой системы оплаты труда. Новшество стартовало в пяти минских школах. Говорят, зарплата может до 20 процентов вырасти. Педагогам обещают доплачивать за то, что раньше считалось их обязанностями по умолчанию. За что конкретно? Пока перечислить по пунктам, кажется, не может никто.  
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter