Оптимизация: каждый год последний звонок звучит как минимум для 60 школ Беларуси

Время школьной перемены

Оптимизацией сети школ у нас особенно активно занялись после 2008 года. И министр образования Михаил Журавков не раз подчеркивал: это не самоцель, дело не столько в количестве, сколько в качестве — учебного процесса, условий для обучения, — которое надо в соответствии с современными требованиями обеспечить. Каждый год последний звонок звучит как минимум для 60 школ. И если, к примеру, сейчас у нас работают 3.038 учреждений общего среднего образования, то в прошлом году в строю были 3.101. Минус 2,1%. Причем больше всего уменьшилось число начальных школ — на 12,2%. Что скрывать, подчас процесс идет болезненно. Пишут во все инстанции расстроенные родители, переживают за свое будущее учителя, на места выезжают целые комиссии, чтобы выслушать, разобраться, привести свои аргументы, а понадобится — и восстановить справедливость. Вот как выглядит ситуация в двух районах глазами корреспондентов «СБ».

Статус надо сохранить


Активная дискуссия в борьбе за знания развернулась в пригороде Гомеля — деревне Ченки. С просьбой защитить их сельскую школу в редакцию «СБ» обратились бывшие ученики, а нынче родители школьников. Причиной обострения ситуации стало обращение нескольких местных жителей к депутатам Национального собрания с просьбой переформатировать школу из базовой в начальную. Но оказалось, что большинство родителей против подобных изменений. Люди настаивают: их послевоенную одноэтажную школу необходимо сохранить в базовом формате. Иначе детям с 5-го по 9-й класс придется ездить учиться за 5 километров в город. Чтобы разобраться в происходящем, я выехал на место.

Урок в Ченковской базовой школе.

Деревня Ченки, можно сказать, — курортная зона национального значения. На извилистом берегу реки Сож раскинулись десятки санаториев и баз отдыха. Сама деревня постепенно разрослась, фактически объединившись с соседними Севрюками и полумиллионным городом. На бывшем пустыре выросли новые многоэтажки и коттеджи. Под развивающуюся окраину еще 20 лет назад запланировали строительство новой школы. Однако денег тогда хватило только на свайный фундамент. Дети посещают школу, которая ютится в послевоенном здании. Возле него меня и встретили родители, обратившиеся в «СБ».

Местный житель Владимир Самборский раскрыл суть проблемы:

— В прошлом году было родительское собрание в школе с участием районного отдела и областного управления образования. Рассматривался вопрос, чтобы нашу базовую школу (9 классов) сделать начальной (4 класса). Предлагался вариант всем с пятого класса ездить в ближайшую городскую школу за пять километров. Большинство родителей проголосовало против такого новшества. Старую школу было решено отремонтировать. И вот недавно мы читаем в районной газете, что общественность обратилась к депутатам, чтобы придать школе статус начальной. Те обещали помочь. Зачем? Все родители против!

В школе поддержали родителей. В прошлом году учителя приняли непосредственное участие в возрождении старого здания. Государство выделило свыше 1,7 миллиарда рублей на капремонт. Был полностью переоборудован небольшой спортзал, организована столовая с пищеблоком, туалеты с улицы перенесли в корпус.

Директор Вера Колесникова рассказывает, что менять формат школы на данный момент никто не собирается:

— У нас за два года увеличилось число учеников. Было 140, теперь ожидаем с первого сентября более 160. Будет два первых класса. Некоторым хотелось бы более комфортных условий для малышей. Этим обусловлены, наверное, обращения к депутатам.

Владимир Самборский показывает недостроенный фундамент новой ченковской школы.

Буквально через два дня после моего приезда в ченковской школе родители заново обсуждали, как дальше учиться. Итоги диалога подвели в районном отделе образования, спорта и туризма, проинформировала и.о. начальника отдела Елена Якименко:

— Были высказаны две точки зрения: за сохранение статуса базовой школы и превращение ее в начальную. Подавляющее большинство родителей устраивает действующий формат. Это полностью совпадает с позицией райисполкома. Есть коллектив, учащиеся, база, в которую вложены миллиарды рублей. Хотелось бы расширения помещений, но пока это неподъемные средства. При необходимости школа может работать в две смены, как это было в советское время.

Кстати, расширение возможно. За забором школы санатории. Их помещения могут стать аудиториями для старших учеников. Но решить проблему непросто. Ведь эти учреждения подчиняются разным министерствам. Тем не менее такой подход полностью оправдан. Вот что говорит заместитель начальника управления образования Гомельского облисполкома Татьяна Атрохова:

— Мы проанализировали ситуацию с населением, его миграцией, старением, рождаемостью. Анализ показал, что в советские времена  школ и детских садов построено с запасом. Сегодня выгодней полностью модернизировать старое здание, купить «внутреннюю начинку» в классы, чем строить с нуля. Ежегодно на ремонты 545 школ области идет более 200 миллиардов рублей. Оценивать необходимость открытия или закрытия учебных заведений мы сегодня должны исходя из затрат и возможностей.

Станислав ГАЛКОВСКИЙ.

sb_gomel@mail.ru

Фото автора.

Культурный слой пришел в движение


За последние три года на Витебщине, где население глубинки сокращается, закрылись 62 сельские школы. Планируется, что в сентябре 2016–го список пополнят еще 10 учреждений образования. В том числе Друцкая базовая школа в Толочинском районе. Жители древнего Друцка, где погребальные курганы XII века до сих пор впечатляют археологов сенсационными находками, с таким решением мириться не хотят: «У нас ведь не отдаленная деревенька какая–нибудь, а агрогородок!» — пишут они в редакцию «СБ». Чтобы разобраться с проблемой в сфере образования, я отправился в Друцк.


Детсадовская группа на прогулке.

Кирпичное одноэтажное здание детского сада — базовой школы построено лет 15 назад. В коридоре — тишина. Постучал в один из кабинетов и оказался на уроке Ольги Шестак, преподавателя математики:

— Я уже пенсионерка, но мне больно, жалко и обидно осознавать, что школы здесь не будет.

Четверо шестиклассников, сидевших в кабинете у Ольги Александровны, не скрывали, что хотели бы получать знания в родном агрогородке. Жаль расставаться с ребятами и физруку Петру Короткому:

— Мои ученики — лидеры района по настольному теннису. По субботам ко мне почти все дети приходят в футбол погонять. А если школы не будет, не будут секции и кружки работать, чем они займутся в свободное время?

На уроке физкультуры у Петра Короткого.

Но больше всего беспокоятся родители. Например, у Марины Гурко, помощника воспитателя детского сада, трое ребятишек:

— Нам обещают, что со следующего года детей будут возить в Толочин. Но если старший ребенок пойдет в гимназию, средний — в СШ № 2, а младший — в городской детский сад, они даже друг за другом в течение дня присмотреть не смогут.

Виктория Шашалевич, заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Толочинского райисполкома, закрытие малокомплектных сельских школ считает малоприятной необходимостью:

— В друцкой школе сегодня 22 ребенка и 21 работник. На ее содержание в год уходит 2 миллиарда 300 тысяч рублей. С точки зрения финансирования это ни в какие нормативы не укладывается! Поэтому школу придется закрыть. Учеников будем подвозить бесплатным автобусом отдела образования в СШ № 2 Толочина. Также в райцентре трудоустроим педагогов. Друцк хоть и является агрогородком, но перспективы, что количество детей там увеличится, нет.


Деревянная стена на друцком городище разрушается.

Люди из агрогородка уезжают: кто–то работу не нашел, кого–то зарплата не устроила. Сегодня там пустует с десяток жилых домов. Их мне показал школьный кочегар Алексей Тишуров, отправивший письмо в «СБ» от имени сельчан:

— Многие обеспокоены предстоящим закрытием школы. Если так действительно случится, что с ее зданием будет? Главное, чтобы не пустовало. Хорошо было бы открыть в нем туристический центр. Ведь у Друцкого замка, стоявшего на пути «из варяг в греки», интереснейшая история. На остатки древнего городища люди постоянно приезжают посмотреть.

Но проект создания историко–археологического заповедника «Друцк», увы, заглох. Толчком к его возобновлению могло бы послужить размещение филиала районного музея с туристическим агентством в здании друцкой школы. Если она, конечно, закроется. Музейщики при помощи ученых помогли бы сохранить на территории будущего историко–археологического заповедника древний культурный слой и продолжили бы работу по осуществлению этого интересного проекта.

Сергей ГОЛЕСНИК.

svg–vt@mail.ru

Фото автора.

От редакции


За 20 лет в стране было закрыто примерно 2 тысячи школ. Цифра внушительная. Но не такая уж шокирующая, если исходить из реалий. В более чем 6 тысячах белорусских школ в середине 1980–х обучались 1,5 млн детей, а сегодня за партами сидят только 969 тысяч учеников. То есть перемены диктует сама демографическая ситуация. К тому же сельчане мигрируют в города. Полными анахронизмами уже выглядят школы деревянные, малокомплектные, вечерние... Разве разумно — держать классы, в которых от силы 5 учеников, а то и вовсе один–единственный? Разве на пользу учебному процессу, когда учитель ведет сразу несколько предметов, спортивного зала нет, как нет и современного лабораторного оборудования, которое просто экономически нецелесообразно закупать в каждую маленькую школу? «Удобства» на улице, печное отопление, отсутствие горячей воды — тоже, согласитесь, не комильфо для XXI века. Для государства же — просто роскошь бороться за выживаемость учебного заведения, морально застрявшего в прошлом столетии, когда можно сэкономленные миллиарды рублей вложить в школы перспективные. Но никуда не уйти и от человеческого фактора. Людям больно, когда на двери старой школы вешают замок, ведь там учились семьи поколениями. Боязно привыкать к новым маршрутам, которые прокладывает для их детей местное управление образования. В конце концов, школа всегда была в деревне центром культурного притяжения. А исчезнет — есть ли у нее самой тогда будущее через 10 — 15 лет? Думается, этим мировоззренческим вопросом, оптимизируя и совершенствуя, лица ответственные должны задаваться не меньше, чем другими, кадровыми и организационными.

Советская Белоруссия № 74 (24956). Четврг, 21 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter