Белорусскому государственному педагогическому университету исполняется 100 лет

Век учить

Завтра Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, один из ведущих наших вузов, где готовят учителей для всей страны, празднует «платиновый» юбилей. Сто лет со дня основания! О том, с какими студентами, достижениями и планами БГПУ входит в новый век своей истории, накануне юбилея наш разговор с ректором Александром ЖУКОМ.


— Александр Иванович, позвольте поздравить вас, весь коллектив и студентов БГПУ с юбилеем! Как отмечаете столь знаменательную дату?

— Конечно, мы долго готовились к юбилею и сразу решили не ограничиваться одним только 21 ноября. Придумали настоящий марафон мероприятий. Фактически празднование началось еще летом, когда участники нашего туристского клуба покорили Эльбрус и установили на вершине флаг БГПУ. В канун Дня учителя у входа в главный корпус университета мы открыли скульптурную композицию «Учительница первая моя». Хочу сказать, скульптура получилась очень удачной: сегодня она не только каждый день встречает студентов и преподавателей, но и стала объектом настоящего туристического паломничества. Приезжающие на главную минскую площадь неизменно идут к нашей «первой учительнице», а фотографирование с ней уже включено в программу экскурсий. В преддверии юбилея мы также взялись за мощный проект «Будущие педагоги за здоровый образ жизни» — это не разовая акция, а долгосрочная инициатива. Учитель должен служить личным примером для школьника, но когда он говорит, что не надо курить, следует заниматься спортом, а сам не следует этим правилам, то понятно, какой эффект дадут его наставления. Поэтому мы организовали велопробег — договорились: кто проедет по субботам в сумме 100 километров, тот получит в подарок велосипед, а также посвятили столетию плавательный марафон, где участвовали 100 человек. К юбилею подготовили много сувенирной продукции: значки, майки, кепки, ручки, блокноты, календари, памятные альбомы, рассказывающие об основных вехах в истории университета. Нельзя не упомянуть и о нашем конкурсе для старшеклассников на лучшее сочинение об учителе. Самые интересные работы мы собрали и издали отдельным сборником тиражом 3 тысячи экземпляров, чтобы отправить в каждую школу. А сейчас на станциях метро демонстрируются короткие видеоролики, посвященные 100–летнему юбилею БГПУ. Возможно, кого–то из оканчивающих школу именно они приведут в стены университета.


— А какими вы видите современных абитуриентов БГПУ? Какими качествами они должны обладать, чтобы стать хорошими учителями? Как мотивирует университет выпускников школ сделать выбор именно в пользу педагогики?

— Нашего абитуриента мы видим, конечно же, подготовленным, мотивированным, любящим детей и желающим работать в педагогической системе. Не случайно на первом месте именно базовая подготовка: слабо подготовленный абитуриент не сможет стать хорошим учителем–предметником. Если он не знает математики, физики, то понятно, что ему будет трудно работать с учениками по школьной программе и тем более вести их подготовку к олимпиадам. Я уверен, что университет должен максимально работать с учениками в рамках своеобразного подготовительного этапа — сегодня мы должны идти в школу, если хотим, чтобы из школы к нам шли достойные выпускники. Возобновив практику создания педагогических классов — первые четыре из них открыты в нынешнем году в 20–й минской гимназии, мы тем самым работаем на перспективу. В педклассах можем улучшить и углубить знания наших будущих абитуриентов по предметам и дополнительно мотивировать ребят в пользу выбора профессии учителя и, конечно, поступления именно в БГПУ. Назрел уже следующий шаг — необходимо в Минске и областных центрах открыть хотя бы по одной педагогической гимназии. Ее прообраз существует — опять же в нынешнем году мы открыли очно–заочную педагогическую гимназию при нашем университете, где сессии проводятся в период школьных каникул. Обучение рассчитано на 2 года для учащихся 9 — 10 классов — здесь наши преподаватели читают лекции и о профессии педагога, и о требованиях к современному учителю, разумеется, ведется и предметное обучение. Школьники получают различные исследовательские проекты, которые выполняют в промежутке между сессиями. На самом деле по всей стране немало ребят, мотивированных именно на педагогическую профессию, — это видно хотя бы по профильным сменам в детском оздоровительном лагере «Зубренок», с которыми я уже дважды встречался. В этом году во время смены «От увлечения — к педагогической профессии» отдохнули около 300 ребят, и большинство из них не только являются школьными активистами, но и в будущем видят себя учителями. Например, учащиеся старших классов в лагере выступают волонтерами, работая с младшеклассниками. Поэтому нужно не только расширять практику педклассов, но и углублять ее — набирать в них не в 9 — 10 классах, но в 7 — 8–м. Уже в таком возрасте у ребят проявляются определенные интересы и способности — если мы говорим о профессии учителя, то это умение работать с детьми. И если мы начнем работу с такими школьниками внутри педагогических классов и тем более педгимназий, то у БГПУ никогда не будет проблем с абитуриентами. Также мы, во–первых, нашли все педагогические династии в стране, то есть те, где в семьях — по 3 — 4 поколения учителей, которые передают интерес и азы своей профессии наследникам. А во–вторых, разыскали школы, в коллективах которых работает более 30% их же выпускников — они окончили вуз и вернулись обратно уже в качестве учителей. Таких учебных заведений и семейных династий оказалось немало, и мы тоже работаем с ними, мотивируем будущих абитуриентов из этой среды к поступлению, ведь у них есть самое главное — живой интерес к профессии педагога.

— Каков уровень подготовки нынешних абитуриентов и насколько хорошо зарекомендовала себя в нынешнем году новация — возможность для обладателей золотых медалей поступать в БГПУ без сдачи ЦТ?

— Мы получили даже больший эффект, чем ожидали, — когда эта норма только прописывалась в правилах приема, то были и скептики, утверждавшие, что медалисты на педспециальности не пойдут. Оказалось, что к нам пришло в 5 раз больше медалистов и обладателей красных дипломов, чем в прошлом году. Было 20 человек, а стало 100 — еще один своеобразный сюрприз к юбилею. Кроме медалистов, в нынешнем году к нам поступило еще и 200 выпускников гимназий и лицеев, то есть лучших учебных заведений. И вообще, в этом году набор оказался качественнее, чем в предыдущие годы. Проходные баллы выросли в среднем от 20 до 70 баллов — чтобы поступить на большинство специальностей, нужно было набрать как минимум 200 баллов, на 44 специальностях для этого требовалось 250, а на некоторых — все 300 баллов. Таких высоких показателей у нас раньше не было. Столь приятные итоги вступительной кампании стали возможны в том числе благодаря активной работе в соцсетях: несколько групп рекламировали, если можно так сказать, наш университет. Мы эту работу будем расширять, делать более адресной и предметной за счет, например, заключенных договоров о сотрудничестве с комитетом по образованию Мингорисполкома, управлением образования Миноблисполкома. Мы проанализировали, из каких районов столицы и области к нам поступает больше всего ребят, и в будущем надеемся проводить работу, что называется, на местах. Уже есть конкретные примеры: в нынешнем году 300 медалистам Минска и области отправили приглашение поступать в БГПУ за моей, ректора, подписью. Что приятно, более 50 выпускников предложение приняли.

— Изменились ли требования к учителю в XXI веке?

— Учитель становится ключевой фигурой в развитии нашего общества, поскольку именно он участвует в становлении будущего гражданина на самом важном этапе, помогает раскрыть его потенциал. Тем самым учитель двигает вперед и само общество, позволяя сделать следующий шаг — к так называемому обществу знаний. И главные качества современного педагога — любовь к детям, интерес к своей профессии, глубокое знание своего предмета, взвешенная гражданская позиция, стержень в характере и владение современными технологиями. Раньше учитель был едва ли не единственным носителем знания, но сегодня ученики черпают информацию из самых различных источников. Современный педагог должен быть не просто передатчиком знаний, а умелым организатором самостоятельной учебно–познавательной деятельности — необходимо в первую очередь научить ребят самим анализировать информацию и делать нужные выводы. Вот как раз на это университет сегодня и ориентирует свой педагогический коллектив — готовить современного учителя, который бы хорошо знал и понимал современных детей. Но что касается самой миссии педагога, то она за время существования самого человечества, на мой взгляд, не претерпела изменений. Главная его задача — воспитать ребенка, а с помощью каких средств, в какой форме — это просто вопрос времени. Раньше была книга, сегодня — компьютер, информационные системы, но никакие самые современные технологии, я убежден, не смогут заменить педагога как организатора, консультанта, старшего товарища, которому можно довериться.

— Спасибо за беседу!

Кстати

В БГПУ есть свой спортивный комплекс: работают 25–метровый бассейн, 3 спортивных и 3 тренажерных зала, 16 помещений для занятий физической культурой.

Цифры «СБ»

Исторический путь будущего Белорусского государственного педагогического университета начался 22 июня 1914 года, когда было получено разрешение министра народного просвещения Российской империи Л.А.Кассо на открытие в Минске учительского института. Оно состоялось 21 ноября того же года. За 100–летнюю историю университета подготовлено более 170 тысяч учителей, свыше 100 докторов наук и более 1.500 кандидатов наук. Сегодня в БГПУ на первой ступени получения высшего образования обучаются более 15,5 тысячи студентов. Подготовка педагогических кадров и других специалистов образования ведется по 64 специальностям на первой ступени и по 18 на второй. За 20 лет работы магистратуры подготовлено более 1.900 специалистов. В структуру БГПУ входят 12 факультетов, 62 кафедры, Институт повышения квалификации и переподготовки БГПУ.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия №221 (24602). Четверг, 20 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter