Почему учителя с учеными степенями работают в школах?

Ученый у доски

Считается, мужчины по своей натуре — больше исследователи. Они чаще посвящают себя науке, изучению нового и поиску неизвестного. Неудивительно, что когда мы задались целью в канун Дня учителя встретиться с педагогами, которые получили ученую степень и все равно продолжают работать в школе, большинство из них оказались из сильной половины человечества. Но в чем особенность урока, во время которого у доски стоит профессионал из науки?

Не более пяти задач на дом


В минской гимназии № 5 нельзя не обратить внимания на необычное расписание занятий: вместо привычных названий предметов — картинки. Глобус обозначает географию, тигр — биологию, а вот и физика — это призма и радуга. Инициатор забавной идеи — Владимир Иванович Анцулевич, учитель физики, о котором с благодарностью вспоминают и выпускники, и их родители. Кандидат физико–математических наук, автор дополнительных пособий и книг для подготовки к олимпиадам по этому предмету, уверен, что в физике не бывает сложных задач. По крайней мере, в школьной программе. Мол, предмет учит думать, задания бывают очень насыщенные, требуют знать несколько законов и последовательно их применять, но умение анализировать пригодится в любой другой жизненной сфере. Нет, конечно, тут не без сложностей, поэтому расслабляться на уроке не стоит. Вот и наш собеседник самой сложной темой в программе своего предмета называет кинематику в 9–м классе: нет стандартного алгоритма, каждую задачу нужно покрутить, к тому же во многих странах ее и вовсе не изучают в физике, исключительно в математике.

В школу Владимир Анцулевич когда–то пришел из Академии наук, где занимал должность старшего научного сотрудника. И оказалось, что здесь настолько интересно, что за 17 лет работы в гимназии Владимир Иванович ни разу не опоздал к первому уроку: «Я сам был хорошим учеником, становился призером Всесоюзной олимпиады по физике, хотя родился в деревне Гродненского района». А теперь уже его ученики постоянно в списках призеров математических соревнований. Вот и в этом сентябре 11–классник Мариуш Сорока завоевал серебро на первой Международной олимпиаде мегаполисов, которая проходила в Москве. Кстати, на занятиях учитель старается ориентироваться именно на таких, более сильных ребят, потому что если сосредоточиться на слабом — урок, считайте, пропал. Заглядываем в ведомость класса, у которого только–только закончился урок. За самостоятельную работу по физике целая россыпь «десяток». Неожиданно!

— А я не стесняюсь ставить «десятки», в отличие от многих коллег. Даже сознательно поощряю. У меня была ученица среднего уровня, приехавшая из США. Не знаю, как там умудряются заставить детей работать, но она принципиально не могла прийти в школу, не подготовившись. Да, не всегда у нее получалось, но я ей на выходе поставил «десятку» — заслужила.

Учитель физики говорит, что работать сложнее с мальчиками. Почему? У мальчишек хоть и больше природной склонности к точным наукам, но девочки более прилежные и, раз заинтересуются предметом, будут работать. А вот в смысле возраста общий язык быстрее найдешь с 11–классниками: они уже взрослые, более–менее определились, куда поступать. Другое дело — 8–й класс, где ученики еще не знают требований, месяц уходит только на то, чтобы дисциплину наладить в классе, увлечь физикой. Кстати, на дом Владимир Иванович задает не более пяти задач, мол, все равно больше не решат. Смущает, правда, одно обстоятельство: как оказалось, опытнейший педагог с ученой степенью не может претендовать на звание учителя–методиста, его максимум — высшая квалификационная категория. Причина? Нет педагогического образования, ведь в свое время оканчивал физфак БГУ и в дипломе значится лаконичное «физик»...

И с гимназистами, и с первокурсниками

Доцент кафедры высшей математики факультета прикладной математики и информатики БГУ, кандидат физико–математических наук Борис Борисович Комраков уже вошел в историю столичной гимназии № 41 имени Валентина Серебряного. 19 лет назад, в 1997 году, он и педагог Валентин Серебряный (в память о котором и названо учебное заведение) пришли в тогда еще обычную школу с идеей организовать специальные классы. Сегодня именно эта гимназия — одна из лидеров математического образования, а ее ученики постоянно блистают на республиканских и международных олимпиадах. Ребята, которых готовит Борис Борисович, не раз признавались в интервью после очередной победы: в 5–м классе математика не была среди любимых предметов, но потом увлеклись по–настоящему. Еще и преемственность пропагандируют: старшие помогают подтягивать «хвосты» по математике младшим. Сам же Борис Комраков увлечен псевдоримановыми пространствами, уравнениями Эйнштейна и Эйнштейна–Максвелла, матричным анализом и геометрией. Как в этот круг интересов попала школа?

— Я пробовал заниматься со школьниками в кружках, и мне это показалось более интересным, чем со студентами. В университете много профильных предметов, и какой–то один для студентов не так важен, как хотелось бы. А в школе ты занимаешься именно с людьми, которым это интересно и важно, приятно видеть их результаты и рост. А еще в гимназии все–таки есть выбор, с кем работать, в то время как в университете я не выбираю группу, работаю с теми, кого поставили в расписании.

Любопытно, что со многими своими школьными выпускниками Борис Борисович продолжает работать в университете. И этот учебный год не стал исключением: преподавателя назначили куратором группы первокурсников, где есть его вчерашние гимназисты.

Архивный интерес


Среди педагогов со степенью встречаются не только технари. Например, в гомельской гимназии № 10 факультатив по английскому языку ведет Владислав Александрович Бейзеров, кандидат педагогических наук. А в минской гимназии № 40 среди историков — кандидат исторических наук Юрий Владимирович Врублевский. Педагог долгое время преподавал здесь историю и обществоведение, а сейчас сосредоточен на кружке для юных исследователей. Основная работа со временем перекочевала в педуниверситет, на кафедру социальной работы, где Врублевский занимается в том числе вопросами демографии и социальной политики. А школа? Она по–прежнему среди важнейших дел, в которые педагог просто влюблен. Кстати, именно с его подачи на базе кафедры истории Беларуси БГПУ им. М.Танка появился филиал гимназии.


А начинал Юрий Владимирович карьеру педагога в сельской Королевостанской школе недалеко от Минска. Здесь удалось с головой окунуться во все нюансы педагогической жизни и примерить на себя роль многостаночника: вел не только историю, но и географию, информатику.

— У сельской школы своя специфика. Это небольшие классы, в которых учатся ребята более приземленные, что ли. Да и ритм работы другой, ведь за время урока можно всех опросить.

Следующим этапом стала уже столичная гимназия, где опытный педагог привлек учеников к серьезным исследованиям. В основном старшеклассников, которые особенно мотивированы и с докладом выступить могут. Юрий Владимирович может долго рассказывать, как вместе с учениками работает в Национальном архиве. Темы стараются выбирать малоизученные. К примеру, много ли мы знаем о том, как боролась с бандитизмом белорусская милиция в 1921 — 1926 годах? Кстати, сейчас в гимназии появились педагогические классы, и, уверен историк, это отличная среда для профориентационной работы. Уже есть планы на интересные встречи и экскурсии.

— Главное, чтобы детям было интересно и полезно, чтобы они захотели продолжить исследовательскую работу в университете. И радует, что многие действительно продолжают увлекаться историей.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 189 (25071). Суббота, 1 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter