В Минске заработали 5 интегрированных первых классов для таких учеников с аутизмом

Первый раз в особый класс

В какую школу вести ребенка с аутизмом? Родителям первоклашек в этом году не нужно ломать голову...
В какую школу вести ребенка с аутизмом? Родителям первоклашек в этом году не нужно ломать голову. С 1 сентября с Минске заработали 5 интегрированных первых классов для таких учеников. Количественный прорыв очевиден: год назад существовал лишь один такой класс. Но есть и качественные подвижки. Накопившийся опыт позволил перейти от признания факта, что ученикам с аутизмом есть место в обычной школе, к конкретным действиям по обустройству адаптированной для них среды и подготовке специалистов и сопровождающих–тьюторов. Как это выглядит, мы отправились посмотреть по приглашению общественного объединения «Дети. Аутизм. Родители» в минскую школу № 187. В ней будут учиться трое малышей с аутизмом.

osobij.png


...Зачислены Илья, Макарий и Коля в обычный класс с интеграцией, но первые учебные навыки будут отрабатывать не вместе с одноклассниками, а в отдельном кабинете — месте коррекционной работы, поддержки и адаптации. Для всех детей «первый раз в первый класс» — нешуточный стресс, что уж говорить о ребятах, которым от рождения крайне сложно дается общение и социальное взаимодействие? «Тренировочный» класс — пространство, организованное со знанием особенностей аутизма — условно разделен на три части. Одна — с привычными партами и доской. Другая — индивидуальные рабочие места, на каждом — фото ученика, а также всех работающих в классе специалистов (психолога, дефектолога, тьюторов) с именами, разнообразные карточки с изображениями, помогающие наладить процесс коммуникации. Третья — крайне важная зона для нейросенсорной разгрузки, где ребята могут сбросить напряжение, — напоминает игровую. Ключевой момент — теперь рядом с каждым учеником постоянно будут находиться обученные тьюторы. А ведь еще недавно, чтобы отдать ребенка с особенностями развития в школу, одному из родителей приходилось бросать работу и самому его сопровождать. Татьяна Яковлева, руководитель объединения «Дети. Аутизм. Родители», не скрывает, что само признание системой образования того, что тьюторы в школе нужны, — это реальный шаг навстречу. Сегодня это не волонтеры, а штатные сотрудники — работают на полставки помощника воспитателя.

— Мы благодарны, что нашу идею о создании инклюзивного класса поддержали в управлении образования, спорта и туризма Советского района, — Татьяна Яковлева говорит, что их организация со своей стороны взяла на себя обязательство найти и обучить тьюторов. — Дали объявление — многие откликнулись, особенно молодежь. Мы отбирали психологов, дефектологов, хотя в мире есть практика готовить тьюторов и без спецобразования. Те, кто откликнулся, увидели для себя реальную перспективу. Обучение с поддержкой общественной организации и непосредственно самих родителей, за наш счет, возможность работать с детьми по новым методикам, освоение поведенческих подходов дает уникальный опыт. Мы уже провели ряд семинаров, а также вебинаров со специалистами из России и США, где накоплен большой опыт работы с такими детьми. В коррекционном классе будет вестись видеозапись, и мы сможем консультироваться, получать подсказки от российских, американских, голландских специалистов. Договоренность есть.

osobij2.png


Последние недели лета на интернет–просторах велись жаркие споры по поводу того, хотят ли родители «обычных» учеников видеть рядом с ними за партой особых детей. Мол, как же будут учиться ребята с аутизмом, к которым нужен особый подход, и не перетянут ли внимание учителя на себя? Родительские страхи можно понять. Но и развеять их надо, показав, насколько тщателен подход к процессу интеграции. Школу № 187 в этом плане можно считать опорной, наряду со школой № 5, начавшей работу с первоклассниками–аутистами еще в минувшем учебном году. По сути, тут и создается модель, которая для других может стать подспорьем.


Справка «СБ»


Интегрированные классы для детей с расстройствами аутистического спектра открыты в минских средних школах №№ 5, 18, 81, 187, 108, 104.


Кстати


С 2005 по 2012 год количество детей с расстройствами аутистического спектра у нас выросло в 2,8 раза — с 251 до 699 случаев. На конец прошлого года уже 786 ребятам был поставлен официальный диагноз. Так как не все родители согласны его принять, специалисты отмечают, что таких детей в реальности гораздо больше.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия №166 (24547). Вторник, 2 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter