Публикация статьи «Образование: взгляд изнутри» вызвала интерес как простых читателей, так и специалистов

Образование: взгляд изнутри

11 февраля наша газета опубликовала большую статью «Образование: взгляд изнутри», автор которой директор гимназии № 3 в Барановичах Владимир Разумович. Опытный педагог–практик высказал свое мнение по многим актуальным и зачастую непростым моментам, касающимся организации образования в стране. Мы все хотим, чтобы наши дети, молодежь росли умными, воспитанными, получили хорошие знания и в дальнейшем стали эффективными специалистами. В Беларуси традиционно сложилась развитая, мощная образовательная система, которая долгие годы давала прекрасный результат. Но жизнь меняется. Меняемся и мы вместе с ней. Как же, не утратив добрых традиций и богатого опыта, все же модернизировать образовательную систему, придать ей больше динамичности и эффективности? Насущный вопрос и для общества в целом, и для каждого из нас в отдельности, ведь за свою жизнь мы успеваем выступить не только в роли ученика, но и учителя, наставника, отца, матери. Неудивительно, что публикация статьи В.Разумовича вызвала интерес и ответную реакцию как простых читателей, так и специалистов.



За школу без мифов


Прочитала статью «Образование: взгляд изнутри» и сразу решила включиться в дискуссию.

О том, что «зашоренные зубрилки» не имеют времени на творчество. Недавно ваша газета хорошо написала про физиков и лириков, им было о чем спорить и говорить. Скажите, как может осознанно выбрать факультатив ученик 5–го класса? Распределение здесь происходит по–разному: в одном случае кому–то не хватает часов до ставки, в другом — классный руководитель попросит записаться и т.д.

Считаю, что письмо «О документообороте в учреждениях образования» не облегчило жизнь учителю, который мечтает не собирать деньги на питание, ремонт класса вместе с родительским комитетом...

О здоровье детей. Оно важнее всего. Почему ученик не может выходной провести с семьей, на даче, с мамой на кухне? А вот тот, кому негде и не с кем, пусть придет в школу. Но нам — лишь бы в кучу и показать проверяющим, что школа бурлит в субботу. Почему не спрашивают с руководителя, когда он планирует экскурсии–поездки за границу? Ведь дети порой лучше знают достопримечательности Польши, чем своей страны. Турагентства привлекают и поощряют бесплатной поездкой учителя, лишь бы сформировалась группа.

И о количестве учащихся в группах по изучению иностранного языка. Родной язык и русский изучает по 30 человек в классе, а вот для «чужого» поделили на три подгруппы. Но проанализируйте ЦТ. Какое качество показали? Почему не обошли при таком «репетиторстве» учителей русского и белорусского языков? Работая с подгруппой, учитель иностранного языка получает ту же зарплату, что и учитель, работая с 30 учениками и проверяя тетради всех, а не шести учащихся.

Мифы могут продолжаться. Давайте положим им конец и дадим возможность руководителю руководить, а учителю учить, как у поэта: «чтобы с глазу на глаз, только он и любимый класс».

Н.Д.

Брест.

Качество с гарантией


Высказало свою точку зрения по затронутым в материале вопросам и Министерство образования. Редакция получила официальный комментарий заместителя министра Р.Сидоренко. Приведем несколько моментов из него. Так, сообщается, что для сокращения документооборота и недопущения увеличения бумажной нагрузки на учителей разработан «перечень документов для отдельных педагогических работников учреждений общего среднего образования», который размещен на сайте Минобразования www.adu.bу и направлен в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома для использования в работе.

Что касается вопроса государственной аккредитации учреждений образования, в министерстве считают, что, хотя «существуют различные механизмы контроля образовательной деятельности (в том числе независимые общественные), на сегодняшний день именно аккредитация (ее подтверждение) является, по сути, основным инструментом гарантии качества образования». И «аккредитация (ее подтверждение) не является формальной процедурой».

Высказано мнение и по предложению совместить итоговую школьную аттестацию и вступительные экзамены в вузы, то есть ввести так называемый «единый экзамен» (ЕЭ). Обращается внимание, что «организация ЕЭ не может полностью исключить традиционную форму проведения выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования в силу наличия контингента выпускников (отдельные категории учащихся с особенностями психофизического развития), которые не могут по объективным причинам участвовать в тестировании. Также для введения ЕЭ необходимо принятие ряда нормативных правовых актов и внесение дополнений и изменений в действующие законодательные акты, дополнительное финансирование мероприятий по подготовке и организации ЕЭ и т.д.».

Образование не должно превращаться в чемодан без ручки


Давайте посмотрим, что сейчас происходит с нашим высшим образованием. Введено четырехлетнее обучение в вузе и двухлетнее — в магистратуре. Фактически мы на год сократили подготовку дипломированных специалистов. Наверное, решили перенять зарубежный опыт. Но там более длительное обучение в школе. К примеру, в США, Италии, Чехии — 12 лет, в Германии — 13 лет. Как видим, в западных странах, чтобы получить высшее образование, надо проучиться 16 — 17 лет, а у нас — 15 (11+4). Выходит, что при прочих равных условиях у нас будут менее грамотные специалисты по сравнению с другими странами?

А как происходит сжатие пятилетнего обучения до четырехлетнего? В первую очередь — за счет социально–гуманитарных дисциплин, которые призваны формировать человека как личность, гражданина. Чтобы внешне это красиво выглядело, ввели инновацию под названием «модульное обучение». Есть обязательные модули, есть специализированные модули, которые должны изучаться по выбору студентами, но если вникнуть в суть и отбросить модные словечки, то целостного социально–гуманитарного образования фактически не стало. Оно превратилось во второстепенное дело, как в случае с чемоданом без ручки — охота его выкинуть, но совесть не позволяет.

Хотел бы остановиться на экономической подготовке, ибо почти всю жизнь преподавал экономическую теорию. В советское время этой дисциплине для неэкономических специальностей отводилось достаточно времени — 140 часов. Потом, правда, уменьшили до 85, позже — до 64 часов. Кроме того, для инженерных специальностей преподавалась экономика предприятия.

Но все это в прошлом. Теперь для всех неэкономических специальностей, включая инженерные, существует только один обязательный модуль под названием «Экономика», который преподается только один семестр, причем параллельно изучаются экономическая теория и социология. И по этим двум дисциплинам сдается единый экзамен. В результате целостных знаний ни по экономической теории, ни по социологии студенты не получают — только отрывочные, фрагментарные. В этом году на таком «модульном» экзамене одна студентка произнесла выдающуюся фразу, что «экономика базируется на правах человека». Честно признаюсь, у меня рука не поднялась поставить ей плохую оценку, ибо она выдала блестящую характеристику теперешнему социолого–экономическому образованию.

И еще одна проблема. За постсоветский период возросла численность студентов. Мы по этому показателю сравнялись с развитыми странами мира. Если в советское время (1990 г.) соотношение между студентами и школьниками составляло 0,13 (188,6:1.507 тыс. чел.), то в 2013 г. оно стало 0,42 (395,3:931,3 тыс. чел.). С одной стороны, можно радоваться. Но, с другой — все чаще отмечают общее среднее ухудшение знаний выпускников вузов. Больше еще не значит лучше. Причина, наверное, ясна. Сейчас в отличие от советского времени в вузы поступают не только лучшие ученики, но и середнячки, тем более что можно учиться за плату. К счастью, об этом уже начали говорить. И на это нужно обратить серьезное внимание.

Е.ОЛЕХНОВИЧ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики БГУИР.

Советская Белоруссия № 41 (24671). Среда, 4 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter