Нужны ли белорусским школам группы продленного дня?

Нюансы продленного дня

Как решить проблему продленок в Минске
Группы продленного дня в школах были прекрасным изобретением советской системы образования. Появившись в конце 1950–х, эта идея расцвела в 1980–х, плавно перекочевав в средние учебные заведения постсоветского пространства. И только в последние годы стало выясняться, что это и очень хлопотно, и дорого для разросшихся мегаполисов. В Москве с 1 сентября родителям и вовсе предложили платные продленки. А что у нас? Везде ли хватает мест? И есть ли здесь место для разумной инициативы?

shkolniki.png


...Группы продленного дня в школе № 209 г. Минска, по словам заместителя директора по учебной работе Валентины Фесько, посещает каждый второй ученик 1 — 3–х классов:


— Всего 190 человек. Четвероклассники уже достаточно самостоятельны, только некоторые остаются на обед. Работу групп, помимо воспитателей, обеспечивают педагог–организатор, педагог–психолог, социальный педагог, дефектолог, два библиотекаря, тренеры по каратэ, волейболу, баскетболу и настольному теннису. Ребята с удовольствием посещают музыкальный кружок «Весялiнка», обучаются бисероплетению. Популярна студия бальных танцев «Фиеста». Работают и платные кружки. Некоторые начинают занятия после 18.00 — специально, чтобы и разнообразить досуг ребят, и позволить родителям спокойно добраться с работы в наш «спальный» район.


В этом году школе повезло — все группы полностью укомплектованы педагогами. Вопрос помещений здесь, как и везде, стоит остро, но выкрутились за счет «кабинетной системы» — когда по классам перемещаются не дети, а учителя, плюс вдумчиво подошли к организации всего учебного процесса. Правда, зарплата воспитателя незавидная: около 2,5 миллиона при 30 рабочих часах.


Валентина Петровна, за плечами которой уже 20 лет работы в школе, вспоминает:


— Раньше у нас было 32 начальных класса. И лишь 2 группы продленного дня! Сейчас — на 17 классов малышей приходится 8 групп... И дело не только в том, что родители больше заняты, а в том, что теперь почти каждый стремится по максимуму использовать возможность дополнительного развития ребенка. Да и удобство налицо: ведь если в спортивную секцию ребенка надо отвезти, а потом привезти, то в продленке — все и сразу. Домой — с уже выполненным домашним заданием!


И о питании голова не болит — обед и полдник. А для первоклашек — и дневной сон. Валентина Шульга — воспитатель группы продленного дня в 1 «Б» и «В» классах — как раз читала уже засыпавшим малышам сказку. Группу первоклассников–семилеток встречаем на улице — воспитатель высшей категории на пенсии Раиса Бербаш в игровой форме знакомит ребят с осенней природой. Кипит творчество и в кружке «Волшебная кисточка», где с легкой руки учителя Светланы Афанасенко раскроется талант у любого. И хотя 4 занятия по рисованию в месяц с 1 октября будут стоить родителям 80 тысяч, желающих уже на 6 групп. Частично деньги пойдут на зарплату, а частично на закупку альбомов, красок, карандашей...


Такая ситуация, увы, не везде. Где–то за место в продленке тянут жребий, где–то до хрипоты спорят, кому нужнее, а то и вовсе идут на конфликт с руководством школы... Очень волнуется о судьбе своего внука, ученика 3 «А» класса школы № 29 Егора Подобеда, дедушка Виктор Михайлович:


— Ему отказали в продленке! Сначала я, а потом и невестка к директору обращались, а потом и в роно, а в ответ — мол, извините, школа и так перегружена. Что же нам делать? Ведь Егорка едва не поджег квартиру в первую же учебную неделю! Я сам работаю, а бабушка уже не справляется — характер у мальчонки уж очень бойкий. Да и живем мы не рядом...


Родители Егора как минимум до 18 часов тоже на работе. По словам мамы Юлии Николаевны, она оказалась единственной родительницей третьеклассника, заявившей 1 сентября о том, что ему нужна продленка:


— Я попробовала смириться с ситуацией, дескать, справимся... Но после истории с поджиганием салфеток и скатерти поняла, что, несмотря на все мои многочисленные профилактические беседы с сыном, полностью быть за него спокойной не могу. Пришлось забрать у Егора ключи. Целую неделю с 12 часов он бродил по улице в ожидании моего возвращения с работы. Тогда еще было тепло, светло... Но разве это вариант? Пробовала даже брать с собой на работу — на этом она и заканчивалась. Я понимаю проблемы школы, понимаю, что мест нет, но неужели нельзя помочь одному ребенку?


Впрочем, в школе ей посоветовали обратиться в расположенную за пару остановок частную студию детского творчества, которая в этом году решила оказывать услуги по досмотру детей с 13.00 до 18.00. Однако группы там только набираются, месячная оплата без питания и посещения кружков — 320 тысяч, а вопрос с едой предлагается решать самостоятельно. Была идея перевести Егора в школу, где проблем с продленкой нет, но очень уж не хотелось расставаться с учительницей, которая, как никто другой, нашла к Егору особый подход...


Директор начальной школы № 29 Анжела Носкова признает: этот ученик довольно сложный. Но уверяет, что об истории с поджиганием слышит впервые:


— И дедушке, и маме мы объяснили ситуацию: острая нехватка помещений, в районе сдаются новостройки, прибывают ученики... В конце прошлого года было 715 учащихся, в этом — уже 791. А школа рассчитана на 640! Обучаем в 2 смены. В этом году смогли открыть только 10 групп продленного дня: 7 — для первоклассников, 3 — для второклассников. Больше, к сожалению, разместить негде. Конечно, если бы мы знали все обстоятельства, то пошли бы навстречу: ну устроили бы Егора в группу к второклассникам. Ведь и так уже набрали группы по 31 — 35 человек, хотя теоретически можем взять до 30 ребят...


К слову, проблем с кадрами для продленки в школе нет. В прошлом году, например, часть вакансий была заполнена за счет студентов педвузов.


— Для студентов это очень неплохая практика и одновременно подработка, — рассуждает Анжела Николаевна. — А вот для педагога со стажем и квалификацией 3 — 3,5 миллиона — это, конечно, обидно. Хотя, если учителя получают только на миллион больше...


Да, деньги решают многое. И очень может быть, что российский опыт рано или поздно приживется и у нас. Ведь любой здравомыслящий родитель предпочтет заплатить за продленку с полноценным питанием и профессиональной заботой, чем изводиться — что с ребенком. Но если деньги еще закроют вопрос с кадрами, то где взять дополнительные квадратные метры для классов, которые нужны прямо сейчас? Пожалуй, здесь непаханое поле для разумной частной инициативы.


Комментарий


Специалист отдела дошкольного и общего среднего образования комитета по образованию Мингорисполкома Ольга Кондратьева:

— Да, этот учебный год начался с ажиотажа вокруг групп продленного дня в отдельных школах. Родители написали очень много заявлений. Школы, в свою очередь, по максимуму использовали имеющиеся резервы, в результате сейчас работает 1.310 групп, которые посещают более 34 тысяч ребят, или 46% от всех учащихся 1 — 4–х классов. Впрочем, кто посещает, а кто и нет! Недавно мы обсудили ситуацию в одной из школ Фрунзенского района. И вот что выяснилось: практически в каждом третьем, а то и во втором случае ребенок, имея место в группе продленного дня, ее не посещает. Стали разбираться: одни родители писали заявление как бы на всякий случай, у других — внезапно изменились личные обстоятельства, где–то договорились с бабушкой и т.д. Мы рекомендовали школам снова пообщаться с родителями и пересмотреть заявления. Результат? Проблема, по сути, уже исчерпана. Конечно, в учреждениях образования Фрунзенского района, где активно строится жилье, она ощущается острее — туда 1 сентября прибыло минимум на 800 первоклассников больше, чем ожидалось. В IV квартале запланировано открытие новой школы в Каменной Горке. Но ведь родители могли бы тоже проявить гибкость и рассматривать возможность посещения школы пусть более отдаленной, зато не такой переполненной. Но большинство почему–то исходит с позиции «нам здесь удобнее!», а потом — поток жалоб. Иногда удается скорректировать потребительское поведение. Скажем, в доме еще только фундамент заложен, а семья уже на пороге роно: «А где же наши садик и школа?» «Может, давайте притормозим строительство дома и перекинем все силы и средства на возведение социальной инфраструктуры?» — предлагаем мы. Не успеваешь закончить фразу, как люди уже готовы возить детей хоть на край света, лишь бы была квартира в срок. Мы однозначно готовы поддержать частную инициативу. Только ее пока никто не проявляет. Ведь это не легкие деньги, придется учитывать массу требований: помещение — в расчете не менее 2 кв. м на ребенка, целый перечень норм по питанию, по профессиональному соответствию...

eversman@sb.by
Советская Белоруссия №186 (24567). Вторник, 30 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter