Вместо справок для проезда школьникам подумывают сделать смарт-карты

Дорога к знаниям

Доказано, что на адаптацию и подготовку к учебе школьникам требуется около двух недель. Результаты опубликованного недавно исследования и вовсе говорят: смена привычного летнего распорядка и напряженный умственный труд на первых порах могут даже вызывать головную боль! Добавить ее способна, причем не только самим ученикам, но и их родителям, сама дорога к знаниям в буквальном смысле слова. Сельская местность — это одна ситуация, там на помощь приходят школьные автобусы, в городах — другая, а в Минске с его метро и автоматизированной системой оплаты проезда в начале сентября порой возникает неразбериха. Как известно, на протяжении всего учебного года школьники вправе ездить в нем свободно — от малопочетного статуса «зайца» их уберегает соответствующая справка. Но вот незадача, не всегда ее удается заполучить в школе аккурат 1 сентября. Слишком много таких обращений. В результате в первую очередь у старшеклассников есть все шансы быть высаженными на следующей остановке, в метро же и вовсе не пропустят. «Неужели нельзя решить этот вопрос?» — что ни год вопрошают читатели «СБ». И действительно, что этому мешает?



Очередной звонок в редакцию. «Не понимаю, почему контролеры в общественном транспорте не могут снисходительно относиться к отсутствию у учеников справок хотя бы в первые дни сентября? Только представьте, какой ажиотаж творится тогда около приемной директора! Я ни в коем случае не виню школу и прекрасно понимаю, что на подготовку каждой справки требуется время, но почему это не учитывают проверяющие? — негодует минчанка Инна Корнейчук, мама девятиклассника. — И ладно бы они сомневались в статусе школьника, обращаясь к рослому старшекласснику (который вполне может оказаться студентом–первокурсником), нет же, порой придираются и к тем, кто очевидно учится в средних классах, даже полный ранец учебников и дневник в придачу никого не убеждают». Обращение в «СБ» на эту тему за последнюю неделю, заметим, как минимум пятое. Родители хотят быть уверены, что на пути в школу или дополнительные занятия их ребенок не столкнется с конфликтом или как минимум недопониманием. Сетуют: в первых числах сентября им самим приходится заступаться за чужих детей, а то и предлагать контролерам за них оплату...

Пресс–секретарь Министерства образования Юлия Ванина предлагает универсальное решение — позаботиться о выдаче справки ученика заранее:

— Получить ее, если ребенок не переводится из одной школу в другую, можно и во время летних каникул, ведь учебное заведение работает все это время, совсем не обязательно ждать сентября. Понятно, что когда в первые дни учебы происходит массовый наплыв желающих получить такой документ, школа просто физически не справляется с объемами, ведь каждую справку нужно надлежащим образом оформить. Можно не тянуть хотя бы до последнего и обратиться в школу прямо сейчас, чтобы избежать любых недоразумений по поводу бесплатного проезда.

Родители между тем указывают и на другие нюансы: школьную справку можно сильно истрепать, потерять, забыть дома или не переложить из одной куртки в другую. И что, ученик опять уже будет не ученик? Директор ГП «Минский метрополитен» Ростислав Юреня обратил внимание еще на один момент: такие справки легко подделать, чем пользуются, например, не в меру предприимчивые студенты. Вариантов махинаций масса: кто–то просто показывает чужую справку, кто–то пытается прорваться в подземку по своей, но просроченной, «умело» подправив на ней учебный год, кто–то вклеивает в справку товарища–школьника свою фотографию. И это не говоря уже о «кустарных образцах» без подписей и печатей, бесхитростно распечатанных дома на принтере. В метро ежедневно изымают подобные суррогатные справки. Ростислав Станиславович предлагает задуматься о едином проездном документе для граждан, имеющих право на бесплатный проезд. Идею пристально рассматривают и в ГП «Минсктранс», рассказала заместитель генерального директора Ирина Якубовская:

— Речь идет о бесконтактной смарт–карте, которая уже стала привычной для пассажиров минского наземного транспорта, заменив собой бумажный проездной. Предполагается, что на такую карту будет нанесена фотография учащегося, указаны его данные — имя и фамилия, номер школы, в которой он учится. При входе в транспорт карту нужно будет приложить к валидатору, как делают пассажиры с проездными, но никаких денег за проезд, разумеется, не потребуется. Такая смарт–карта может быть запрограммирована на долгий срок и не потребует продления во время всего учебного года. Надеемся, что как раз в новом учебном году мы уже сможем опробовать подобный вариант проезда школьников в общественном транспорте — карта также позволит бесплатно проходить в метро. А что касается справок, то мы тоже призываем заранее обзавестись ими, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Со своей стороны доводим до контролеров, чтобы они были, по возможности, лояльны в отношении школьников в начале учебного года, если соответствующей справки пока нет...

Детали — например, где и как именно будет получать смарт–карту ученик, централизованно в каждой школе или иначе — еще неизвестны. Ясно одно: это действительно перспективная альтернатива. К тому же такая карта позволит учитывать реальное число школьников в общем потоке пассажиров (пока это делается по специальным методикам теоретическим путем) и влиять на интервал движения тех или иных маршрутов. А ведь возможность подсчета пассажиропотока — как раз одна из причин появления валидаторов. Пока школьники со справками проходят мимо них, дорогая техника, выходит, отчасти простаивает впустую.

Впрочем, скептики находят в привычных бумажных справках абсолютно неоспоримое преимущество — дешевизну. Скорее всего, смарт–карта для бесплатного проезда по цене будет сопоставима с бесконтактным проездным, а его залоговая стоимость — 12 тысяч рублей. А родителям и так, готовя ребенка в школу, приходится потратиться. И потом, смарт–карту тоже можно потерять, забыть, привести в негодность... Выходит, и к новому подходу к бесплатному проезду школьников в общественном транспорте могут возникнуть вопросы.

Кстати

Электронная карточка учащегося с успехом апробируется уже в 12 минских школах. Интегрированная с банковской платежной картой, она позволяет обедать в школьной столовой, сдавать книги в библиотеку, расплачиваться в магазинах, посещать театры и музеи со скидкой. Следующей функцией может быть и смарт–проездной.

Штрихи к проблеме

По словам пресс–офицера УВД по охране Минского метрополитена Вероники Лазовской, чаще всего пытаются пройти по подложным документам студенты вузов и пенсионеры. Недавно была задержана 50–летняя минчанка, использовавшая при прохождении линии контроля в метро свидетельство родственника — инвалида первой группы. По справке другого школьника пытался пройти на станцию «Каменная Горка» 18–летний юноша, а 57–летний горожанин предъявил на станции «Партизанская» чужое удостоверение инвалида, куда вклеил свою фотографию. Увы, только после задержания до «зайцев» доходит, что с такими фокусами они могут быть привлечены не только к административной, но и уголовной ответственности. Помимо штрафа, речь идет об исправительных работах сроком до 2 лет, аресте сроком до 6 месяцев, ограничении свободы до 2 лет и даже о лишении свободы.

Любопытно, когда в социальной сети ВКонтакте был проведен небольшой опрос на выявление процента «зайцев», 14 человек из 69 ответили, что пользуются поддельными справками для проезда в метро. Конечно, репрезентативными данными это не назовешь, но сам за себя говорит тот факт, что как–то лишь за одну неделю сотрудники Партизанского РУВД Минска раскрыли три преступления по подделке документов для бесплатного проезда.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 163 (24793). Четверг, 27 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter