В новом учебном году в школах могут появиться полноценные бизнес-компании

Деловой интерьер для школы

Все громче звучат разговоры, что в школе надо не только давать общий багаж знаний, но и учить решать задачки из реальной жизни. Например, рассчитывать банковские проценты. И лучше, если это будут проценты не за кредит на новый телефон, а за стартовый капитал для своего малого бизнеса. Во всем мире сходятся в мысли, что еще за партой следует обучать азам предпринимательства. Того же мнения придерживаются и в нашей стране. По планам уже в новом учебном году станут реальностью настоящие учебные бизнес–компании, где учеников объединяет общая деловая цель — хоть «университет третьего возраста», хоть выпуск кукол ручной работы. Прообраз, как это будет, на днях показали в Минске, где в средних учебных заведениях пока нет ни одного подобного проекта, — в школе № 66.

Казиму Мидхатову вместе  с товарищами удалось собрать
на благотворительной ярмарке почти 10 млн рублей для детского хосписа.

Строго говоря, ученические бизнес–компании, или УБК, у нас уже имеются. Вот в Ровковичской ясли–сад–средней школе Чечерского района, например, выращивают и продают комнатные растения, а в Ляденском детском саду–средней школе Червенского района вяжут веники. Но это скорее исключение из правил, до недавнего времени такие бизнес–компании работали без четкого правового поля. Теперь же в Центре развития молодежного предпринимательства экономического факультета БГУ разработано положение об УБК, которое наконец дает их конкретное определение, очерчивает принципы и задачи. Конечно, школьники по определению не могут взяться за деятельность, которая отнесена к лицензионной. В остальном все просто: УБК превратятся в такой же атрибут школьной жизни, как факультативы по предметам. Чтобы организовать компанию, необходимо не менее 12 учащихся, совсем как для факультатива. Все так же держится на добровольных началах. А вот педагогу–куратору понадобится повысить свои знания на специальных курсах, чтобы действительно со знанием дела рассказывать школьникам о тонкостях бизнеса. Акценты расставлены верно — в первую очередь важно не выпустить какую–то продукцию или оказать услугу, но дать ребятам представление о сопутствующих организационных моментах, к примеру, об азах бухгалтерского учета. Предполагается, что УБК сконцентрируются на сфере услуг — образовательные курсы, проведение экскурсий — и связанных с ремесленничеством направлениях.


...Субботнее утро, а в минской школе № 66 непривычно многолюдно. Да еще витает тонкий аромат выпечки. Столовая — словно сладкий сон человека на диете: стройные ряды пирожных, печенья, сдобы, пирогов. Все это испекли ученики вместе с родителями, а теперь юные коммерсанты бойко продают вкусности своим сверстникам, приглашенным на праздник со всего района. В холле можно купить поделки ребят — картины, плетенные из лозы корзинки, яркие вышивки. Символично, что первая столичная школьная бизнес–компания начала свое дело с благородного жеста — все вырученные деньги были отданы на обустройство Белорусского детского хосписа. Передать 9,8 млн поручили идейному вдохновителю мероприятия — учащемуся 9 «А» класса Казиму Мидхатову, который буквально в апреле окончил курсы в Центре развития молодежного предпринимательства. Казим рассказывает:

— Мне предложили в центре подумать над такой акцией, я обратился со своей идеей к классному руководителю Елене Курдун, а она уже к директору, и вот так подняли всю школу. С большим интересом участвовали все классы — от 1–го до 11–го. Это наша общая заслуга. Вообще, нельзя считать, будто что–то происходит благодаря одному человеку. Я понял, что всегда нужно работать вместе, и тогда эффект будет гораздо больший. Главным тоже нельзя быть одному, у нас основных организаторов было четверо. Ходили по классам, рассказывали об акции, предлагали, какую выпечку можно приготовить, и одновременно развивали свои организационные способности. Потом, если я захочу начать свое дело, мне будет уже легче. И еще я точно запомнил на
Эллада Власенко.


курсах: надо очень внимательно относиться к законам, вплоть до каждой буквы и запятой.

Своей бизнес–компанией ребята не только помогли хорошему делу, заметила директор школы № 66 Эллада Власенко, — еще и сплотились ради общей цели, подключили к ней родителей, так что у акции хорошие перспективы, чтобы стать традицией.

Любовь Шумская.

— Думаю, этот день положит начало сотрудничеству между центром и школами Минска. Чтобы с сентября учебные бизнес–компании работали повсеместно, опираясь на подготовленную нормативную базу, на созданные правовые основы. Мы не ставим задачу переключить детей с обучения на зарабатывание денег: школа должна учить жизни. И одной из таких форм становятся бизнес–компании, — резюмировала начальник Центра развития молодежного предпринимательства экономического факултета БГУ Любовь Шумская.

Словно в подтверждение ее слов ученики 10–го класса школы № 147 Даниил Васильев и Дмитрий Добровольский представили свой проект создания одного из первых в Минске скейт–парков в помещении. У ребят, которые также ходили в Центр развития молодежного предпринимательства, уже готов полноценный бизнес–план вплоть до деталей: какое помещение арендовать, сколько уйдет на ремонт и когда удастся выйти на окупаемость. За инвесторами, хочется надеяться, дело не станет.

Прямая речь

Вице–председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Сивухо:

— Сегодня мир изменился: дети должны приходить в жизнь уже умеющими экономически мыслить, зарабатывать деньги, строить планы. Ведь сколько лет после школы понадобится, чтобы сообразить, как и куда двигаться дальше, а так у выпускника, в принципе, будет определенная база на будущее. Такие бизнес–компании не подменяют школу, но очень хорошо ее дополняют, чтобы выпускник чувствовал себя на пороге взрослой жизни самостоятельным. И мог сам выстроить свой путь — обеспечить себя и свою семью. Безусловно, мы должны начинать со школы — наше будущее сосредоточено здесь. Так сегодня делают во всем мире.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 92 (24974). Среда, 18 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter