Беларусь принята в Болонский процесс

Болонский процесс пошел

Беларусь принята в Болонский процесс. Что дальше?
Беларусь стала участником Болонского процесса. Такое решение принято на заседании министров образования стран общеевропейского вузовского пространства в Ереване. Министр образования Михаил Журавков видит в этом очередное подтверждение, что национальная модель конкурентоспособна и сможет интегрироваться в мировое образовательное пространство. Но что дальше? Как долгожданное событие отразится на качестве наших вузовских дипломов? Все–таки, если уж начистоту, эта процедура — не панацея от проблем, а лишь возможность обмениваться опытом.


Фото Артура Прупаса "СБ"
Проректор БГУ Алексей Данильченко объясняет: наше высшее образование сможет стать более мобильным, качественным и конкурентоспособным на мировом рынке. Кажется, сегодня уже никто не сомневается, что университеты просто обязаны идти в ногу со временем и взаимодействовать с рынком труда. Главный вызов для нашей системы высшего образования — переход к массовому получению дипломов. Впрочем, отмечает ректор Республиканского института высшей школы Виктор Гайсенок, это для многих стран головная боль. В мире за вторую половину XX века число студентов выросло в разы — с 13 до 82 млн.! И с каждым днем цифра все внушительнее. С одной стороны — тенденция позитивная, ведь знания открывают перед человеком новые перспективы. Но с другой... Массовое высшее образование породило массу серьезных проблем — от его финансирования и подмены качества количеством до трудоустройства выпускников.

Так, в Беларуси сегодня около 400 тысяч студентов, или 400 на каждую тысячу населения. Это, между прочим, четвертое место в мире после южных корейцев, американцев и россиян и в 8 раз больше по сравнению с 1960 годом. К тому же каждый третий студент — бюджетник. Любопытно и другое: на первой ступени у нас 382 специальности, на второй — 331. И каждый элемент этой громоздкой структуры требует множества учебной документации. Оправданно ли? Тем более что больше всего студентов у нас изучают коммуникации, право и экономику. В общем, сплошь гуманитарии, а в частных вузах — и вовсе на 90%. Поэтому, считают международные эксперты, здесь просто необходим грамотный менеджмент, который позволит правильно расставить приоритеты и сделать ставку на математиков, физиков и прочих естественнонаучных специалистов.


Фото Павла Чуйко
Задуматься действительно есть над чем. Скажем, Всемирный банк выяснил: около 70% компаний в нашей стране открыто заявляют, что главный сдерживающий фактор для их развития — навыки работников. Тут дело и в том, что связь между вузами и рынком труда часто напоминает игру в испорченный телефон, и в слабом финансировании (на всю систему образования идет лишь 5% ВВП, в том числе на высшее — 0,65%). В итоге зарплата профессорско–преподавательского состава едва дотягивает до средней по стране, а в идеале должна быть хотя бы вдвое выше. Еще одна важная задача — развить финансовую самостоятельность вузов.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 90 (24720). Пятница, 15 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter