По итогам прошедшей встречи глав МИД «нормандской четверки» в Минске на публику было сказано немного

Спасти жизнь

По итогам прошедшей встречи глав МИД «нормандской четверки» в Минске на публику было сказано немного. Но зато очень многое подразумевалось и очень четко акцентировалось. Прорыва вроде и нет, зато все участники излучали оптимизм.


Французский министр Жан–Марк Эйро утверждал: «Механизм переговоров не сломан, и это главное».

Его украинский коллега Павел Климкин переубеждал своих же журналистов: «Сегодняшняя встреча состоялась в Минске. И давайте не сочинять фантазии в отношении других площадок».

Франк–Вальтер Штайнмайер (Германия), который вроде перед вылетом в Минск призывал не возлагать больших ожиданий, увидел большой «прогресс в обмене пленными и договоренностях об отводе техники еще из четырех точек на линии соприкосновения».

И даже самый скептичный из всех, российский министр Лавров, посчитал «позитивным, что договоренности лидеров не подвергаются сомнению».

Обратите внимание на краткие фразы министров, которые выглядят как отточенные дипломатические формулы. В чем причины этого излучаемого оптимизма, при том, что СМИ пишут об отсутствии прорыва на встрече?

Я попросила прокомментировать итоги встречи политолога Александра Шпаковского.

— Прорывом было подписание самих минских соглашений. Была составлена последовательность мер, и если их выполнять, то в зоне локального конфликта на территории Донбасса будет достигнут мир. Почему министры демонстрируют оптимизм? Потому что, по большому счету, договоренности не подвергаются сомнению. На момент подписания минских соглашений было совершенно очевидно, что это оптимальная формула. И это было понятно в том числе воюющим сторонам.

Но дальше начали буксовать, начались попытки где–то выжать для себя больше, что–то не соблюдать... И накануне ряд лиц в Киеве высказывали несколько другие взгляды на минский формат и на заключенные договоренности. Звучали мысли о том, чтобы перенести площадку, что, на мой взгляд, является совершенно бессмысленным. Можно, конечно, поменять минскую площадку на какую–либо другую, но... Извините, если не можете договориться в Минске, где белорусская сторона не вмешивается и создала все условия, то и на Канарских островах не договоритесь.

Надо понимать, что в минских соглашениях заложен оптимальный механизм. Лидеры четырех государств, дипломаты, эксперты не зря вырабатывали этот документ, он оптимален по сегодняшний день. И альтернативы ему лично я не вижу.

Другое дело, что надо принимать политические решения и запускать договоренности в жизнь. А пока, по крайней мере, остановлена горячая фаза боевых действий. Полномасштабных военных действий нет, и люди массово не гибнут, как это было раньше. Ну и, конечно, идет периодический обмен пленными, кроме того, происходит обмен телами погибших, чтобы родственники могли их похоронить. Эти вопросы не вызывают столь серьезный интерес у журналистов и с высоты глобальной политики кажутся техническими, но для людей они являются ключевыми и жизненно необходимыми. Для жителей Донбасса может быть прорывом каждое новое заседание контактной группы в Минске, по итогам которого всегда принимаются те или иные решения.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 231 (25113). Четверг, 1 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter