Столкновения на почве расовой нетерпимости остаются до сих пор характерной чертой американской жизни

Расовые бунты

Столкновения на почве расовой нетерпимости остаются до сих пор характерной чертой американской жизни...
О США мир, как правило, судит по их внешнеполитической активности. Между тем информации о том, что происходит внутри самих США, за их пределы просачивается не так уж много. Если такая информация и появляется, то, как правило, она связана либо с крупными политическими событиями вроде президентских выборов, либо с жизнью голливудских звезд. О жизни простых американцев известно не так уж много, разве что сообщения о расстрелах мирных граждан очередным дорвавшимся до оружия сумасшедшим попадают в информационные сводки с пугающей регулярностью.


Поэтому неудивительно, что информация о беспорядках в провинциальном городке Фергюсон как–то затерялась в лентах новостей. Поводом для беспорядков послужило убийство белым полицейским чернокожего подростка, что буквально взорвало городок, где почти 60% населения составляют темнокожие.


Столкновения на почве расовой нетерпимости остаются до сих пор характерной чертой американской жизни. Нездоровый ажиотаж вокруг расовой проблематики не случаен — ведь США изначально формировались как общество расового апартеида и последствия этого сказываются до сих пор.


США возникли как рабовладельческое общество. Раб — человек, полностью лишенный личной свободы, вся жизнь которого отдана в распоряжение другого человека. Вопреки марксистской теории, определявшей в качестве рабовладельческих только общества древности, использование рабского труда практиковалось практически повсеместно вплоть до Нового времени. Поскольку статус раба по сути лишал человеческого достоинства, в рабство предпочитали обращать чужаков — людей иной веры, крови, цвета кожи и т.п. Ведь чужака всегда проще объявить существом низшего порядка, не совсем человеком, а то и вовсе не человеком.


Существовали целые общества, специализировавшиеся на работорговле. Такова была, к примеру, специализация Крымского ханства, осуществлявшего регулярные рейды на Польшу и Русь. Христиане, «неверные» с точки зрения мусульман, были ходовым товаром на невольничьих рынках Стамбула.


В процессе колонизации европейцами Америки пышным цветом расцвела трансатлантическая работорговля. Европейцы не могли использовать в качестве рабов коренное индейское население, считавшее эту землю своей и оказывавшее сопротивление белым завоевателям. Поэтому индейцев попросту уничтожали, а вместо них завозили африканских невольников. Чернокожие рабы, вырванные из привычной среды обитания, психологически сломленные мучительной транспортировкой через Атлантику, были очень удобны для новых хозяев континента.


На первый взгляд кажется парадоксом, что страна, считающаяся колыбелью идеи прав человека, могла практиковать такой попирающий все человеческие права институт, как рабство. На самом деле никакого парадокса здесь нет. Ведь «права человека» на темнокожих рабов не распространялись — это были права белого человека. Такое специфическое понимание прав человека было характерно не только для Америки, но и для Европы. Именно понимание прав человека как прав «для своих» позволяло европейцам осуществлять колониальные захваты, массово уничтожать «неудобное» население тех или иных территорий и при этом не испытывать особого психологического дискомфорта. Да, собственно, и идеология нацизма во многом строилась на таком вот зауженном понимании не только прав человека, но и того, что же есть человек.


В США идея того, что права человека должны распространяться не только на белых, пробивала дорогу долго и мучительно. В конечном счете это стало причиной гражданской войны между северными и южными штатами. Но и после разгрома рабовладельческого Юга расовая дискриминация сохранялась еще на протяжении ста лет, а среди белого населения широкой поддержкой пользовались расистские организации вроде «Ку–клукс–клана».


Сегодня, несмотря на то что белое и черное население полностью уравнено в правах, а страной правит первый чернокожий президент, болезненный фон межрасовых отношений сохраняется. Оборотной стороной былых расистских практик стала болезненная, гротескная политкорректность. Как реакция на белый расизм возник расизм черный, когда в целых кварталах американских городов белому человеку появляться небезопасно. Нередки ситуации, когда черное население откровенно злоупотребляет комплексом вины белых; не исключено, что беспорядки в Фергюсоне — как раз такой случай.


В будущем межрасовые и межнациональные отношения в США будут только осложняться. Исторически США — преимущественно белая англоговорящая страна, легко ассимилировавшая многочисленных мигрантов. Однако американский «плавильный котел» дал сбой. В первую очередь это касается т.н. латинос — выходцев из бедных латиноамериканских стран (в первую очередь Мексики), в больших количествах оседающих в США. Во многих местностях южных штатов испанский язык уже преобладает над английским. Растет также число выходцев из стран Азии и Африки. Как следствие, меняется не только этнический, но и культурный фон США, которые оказываются перед угрозой «потерять себя». Консервативные интеллектуалы вроде Патрика Бьюкенена или Самуэля Хантингтона давно бьют тревогу по этому поводу.

Советская Белоруссия №156 (24537). Вторник, 19 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter