19 атомных станций Франции присоединились к забастовкам против трудовой реформы правительства

ЕС вступает в лето расстроенным

19 атомных станций Франции присоединились к забастовкам
Забастовками и протестами никого не удивишь. Но даже по европейским меркам то, что сегодня происходит во Франции, чересчур. Вчера все 19 атомных французских станций присоединились к забастовкам против трудовой реформы правительства. Вначале забастовщики блокировали дороги, парализовав движение по всей стране. Затем остановили работу шести из восьми нефтеперерабатывающих заводов, из–за чего правительство Франции начало использовать стратегические запасы топлива. Теперь вот добрались до АЭС. Что они парализуют или остановят сейчас? Ядерные реакторы? Представители «Всеобщей конфедерации труда», объявившие забастовку, пригрозили действовать еще более жестко и дать правительству отпор, ни перед чем не останавливаясь.


На АЭС находится минимальное число сотрудников, обеспечивающих безопасную работу реакторов. Становится как–то не по себе, особенно на фоне кадров «Евроньюс», где ясно видно, как протестующие валят с ног и жестоко избивают полицейского, который не оказывает сопротивления.

Не время для нежных копов


...Кто–то написал в социальных сетях: «Там какие–то поразительно нежные копы...» Имеется в виду, что пора им и власть употребить. На самом деле, надо знать Францию, где манифестации устраиваются чуть ли не каждый день и по любому поводу. Там полицейские скорее сопровождают и идут вместе с демонстрантами, нежели противостоят им. Мне самой приходилось участвовать в одном таком шествии рабочих завода «Мишлен» в городе Клермон–Ферран: с одной стороны у меня был симпатичный демонстрант, с другой — полицейский, с обоими сфотографировалась на память и даже пофлиртовала, и все вместе мы дружно прошествовали до мэрии, после чего мирно разошлись. Национальная традиция...


Правда, так идиллически все выглядело раньше, лет 15 назад. Сегодня времена принципиально изменились. Во–первых, экономический кризис, который обеднил и обозлил европейцев. Во–вторых, миграционный кризис их испортил — среди протестующих вы уже не заметите старых добрых лиц традиционных французских рабочих. Лежащего полицейского на пресловутых кадрах избивали молодчики характерной арабской внешности с закрытыми платками–«арафатками» лицами. Тоже французы. Но между теми, с которыми я шла, и этими — большая разница.



И наконец, политический момент во Франции сегодня такой, что протесты будут только нарастать. Самое обидное для президента Олланда, что он сам инициировал эту трудовую реформу с самыми благими намерениями, чем и спровоцировал свою погибель. Как социалист он пообещал своим избирателям социальные блага, в том числе и дал обещание искоренить безработицу. А если нет — больше не будет избираться в президенты... Экономические советники президента убедили его, что только прибегнув к либеральным реформам, можно исполнить обещанное. Так родилась трудовая реформа, которую французы встретили в штыки. Но и отступать Олланду некуда, других способов нормализовать экономическую ситуацию в стране у него нет.


Можно по–разному относиться к этим протестам, но факт то, что французские реформы трудового законодательства начинаются тогда, когда в Великобритании, Германии, Испании, Италии, Нидерландах они уже завершены. То, что именно во Франции судьба этих преобразований выглядит столь драматичной, можно объяснить стечением несчастливых для Франции обстоятельств. И разгар кризиса. И уязвимость государства перед лицом недавних террористических атак — поверьте, уличный экстремизм недалеко от них ушел, действующие лица одни и те же. И непопулярный и нерешительный президент Олланд... Вот на днях его главный противник на президентских выборах Николя Саркози заявил: «Виной всему изначальная ложь 2012 года: разве Олланд говорил поддержавшим его избирателям, парламентариям и профсоюзам, что собирается изменить трудовой кодекс? Нет. Суть проблемы именно в этом, в возникшем у многих избирателей оправданном чувстве, что их обманули».

Он сам обманываться рад


Но сваливать все только на Олланда, как делают сегодня его политические противники, неправильно и нечестно. Обмануть французского избирателя нетрудно — он сам обманываться рад. А если объективно, то на фоне немцев, скандинавов, австрийцев французы явно не изнывают от переработок. У Франции госдолг составляет 100% ВВП, а, помимо долга и дефицита, главная проблема французской экономики — это высокий уровень государственных расходов: 57,5% ВВП. И тот же Саркози предлагает урезать их на 100 миллиардов евро в течение будущих пяти лет. Так что и будущее президентство не будет для французов сладким. А тут французская традиция: чуть что не нравится — сразу на улицы... Особенно любит так действовать молодежь.

Фото  AFP.

Такое представление о жизни в них воспитала сама политическая система ЕС. Она слишком долго держала эту молодежь на игле дотаций, а когда государство поняло, что долго выдерживать такую нагрузку невозможно, благими намерениями оказалась вымощена дорога в ад.

Теперь, по–хорошему, надо сесть и поговорить всем вместе, как жить дальше. Но кажется, такого разговора не получится. Во–первых, стороны просто не слышат друг друга. А самое главное, вопрос о трудовой реформе в оставшийся до президентских выборов год просто утонет на волне популизма. В следующем году во Франции президентские выборы, и совершенно ясно, что именно с помощью этого вопроса конкуренты будут валить с ног Франсуа Олланда. Так что схватка обещает быть жестокой и долгой.


Во Франции на носу чемпионат Европы по футболу. Забастовки на атомных станциях — плохая разминка...

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 99 (24981). Пятница, 27 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter