Украина: переломный момент?

Как идут реформы на Украине? Это зависит от того, кого вы спрашиваете.

Как идут реформы на Украине? Это зависит от того, кого вы спрашиваете. Во время своей недавней поездки в Киев я слышала очень разные ответы.


236209654.jpg


«Реформы идут болезненно, медленно, и коренной перелом еще не произошел», — сказала менеджер Украинского форума лондонского Королевского института международных отношений Chatham House Орыся Луцевич во время проходившего в Киеве 14-15 апреля Форума безопасности. «Очень важно, чтобы Запад не разочаровался и не прекратил свою поддержку, — настаивает она, добавив, что Западу следует смотреть шире и учитывать то, что происходит в других городах Украины, таких как Одесса и Львов. — Это настоящие лаборатории перемен».


Елена Галушка, менеджер по международным связям украинского проекта «Реанимационный пакет реформ» согласна с Луцевич в том, что реформы 2015 года пока еще нельзя считать процессом необратимым, но утверждает, что отчасти проблема состоит в том, что «реформы недостаточно освещаются, о них мало говорят».


В ее словах есть доля правды. Когда я однажды спросила одну 36-летнюю владелицу небольшой киевской фирмы о реформах 2015 года, она удивилась и переспросила: «Какие реформы?»


Действительно, реформы на Украине, о начале которых так много говорили, существенного облегчения простым людям не принесли — и, тем не менее, украинцы по-прежнему смотрят в будущее с большим оптимизмом, чем европейцы, говорит Брюс Стоукс (Bruce Stokes) из исследовательского центра Pew Research Center. Хотя 66% украинцев во время опроса назвали состояние экономики страны «очень плохим», а еще 28% респондентов охарактеризовали его как «довольно плохое», 48% жителей страны считают, что следующее поколение будет жить лучше, чем они.


И все-таки трудно испытывать оптимизм в отношении Украины с учетом событий, произошедших за последние два месяца. Из правительства ушли многие из главных реформаторов, реформа генеральной прокуратуры так и не проведена, расследование скандального дела знаменитых «бриллиантовых прокуроров» затягивается, и страна два месяца находилась в тупике из-за отсутствия правящей коалиции. В результате в феврале Международный валютный фонд заморозил выплату третьего транша из 17,5 миллиардов долларов, выделенных в рамках программы вывода страны из кризиса.


Поддержка со стороны западных союзников

«С начала кризиса много времени было потеряно, — сказал посол США на Украине Джеффри Пайетт (Geoffrey Pyatt) в кулуарах Киевского форума безопасности. И, тем не менее, он порекомендовал Западу продолжать оказывать помощь (Украине) и запастись терпением. По словам Пайетта, он по-прежнему уверен в Украине благодаря украинцам. «Они демонстрируют удивительную стойкость», — отмечает он. Кроме того, он с оптимизмом относится к этой стране «благодаря тем успехам, которых они достигли. Благодаря всему, что произошло в Верховной Раде», которую он назвал «по-настоящему демократическим» органом власти.


Заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу (Alexander Vershbow), также присутствовавший на форуме, согласен, что для оптимизма есть основания. «Удивительно, что Украина достигла таких результатов», — сказал он, добавив, что «пока еще есть по-настоящему хорошая возможность добиться дальнейшего прогресса».


Пока что Украина пользуется широкой поддержкой. Евросоюз ввел широкие экономические санкции против России, срок действия которых истекает в июне. «На Украине Россия не добилась того, на что рассчитывала», — говорит бывший посол Великобритании на Украине Эндрю Вуд (Andrew Wood). Но при этом нет никаких шансов на то, что Великобритания или любая другая страна ужесточит санкции, отметил он.


Так как же Запад может еще больше помочь Украине?

Луцевич утверждает, что он должен поддерживать реформаторов, хотя те еще «не достигли критической массы». Примерно то же самое говорит и депутат Верховной Рады Анна Хопко.


Дэвид Крэмер (David Kramer) из Американского института Маккейна предложил Западу улучшить и скорректировать свою помощь, подключив к расследованиям на Украине ФБР и министерство юстиции, изучив дорогостоящие покупки олигархов и рассмотрев вопрос о введении адресных санкций против украинцев, замешанных в коррупции в высших эшелонах власти. «Украине необходимо собраться с силами и навести порядок», — сказал он.


В ходе двухдневного форума специалисты признали, что хотя борьба с коррупцией уже началась в системе госзакупок, и было создано Национальное антикоррупционное бюро Украины, возглавили эту работу не власти, а гражданское общество.


Несколько экспертов подчеркнули важность реформирования судебной системы. «Если мы не сможем привести ее в порядок, то все, чего достигла Украина,… все остальное будет зависеть от того, как удастся „договориться“ с прокуратурой, — отметил Пайетт. — Главная задача сейчас — это найти генерального прокурора, который сможет заслужить доверие общественности».


29 марта Верховная Рада, наконец, уволила генерального прокурора Виктора Шокина. Активисты обвинили его в том, что он саботировал реформы в генеральной прокуратуре, не давал реформаторам проводить реальные расследования, и не привлек к ответственности ни одного из высокопоставленных чиновников.


Все сначала и с новыми силами?

14 апреля Верховная Рада Украины назначила на должность премьер-министра Владимира Гройсмана. После двухмесячной неопределенности назначение Гройсмана пока что положило конец политическому кризису. Но еще до его назначения экспертов беспокоило то, что его новое правительство не будет в достаточной степени ориентировано на реформы, и что Гройсман слишком предан президенту Петру Порошенко.


«Думаю, что некоторые слишком поторопились поставить крест на новом правительстве, — говорит Пайтетт. — Неправильно утверждать, что [новый кабинет] не способен проводить реформы».


Более того, директор киевского отделения Центра Вудро Вильсона Катерина Смаглий напомнила мне, что Фонд Сороса выбрал Винницу — когда там мэром был Гройсман — в качестве образца для подражания для других городов. Задолго до того, как бывший президент Грузии и нынешний губернатор Одесской области Михаил Саакашвили организовал в Одессе работу административных учреждений по принципу «одного окна», Гройсман ввел эту систему в Виннице еще в 2008 году. Кроме того, другие организации направляли в Винницу белорусских активистов для изучения городского опыта.


Но будет ли доволен работой нового правительства Международный валютный фонд? По мнению Пайетта пока невозможно делать какие-то прогнозы. В октябре прошлого года он убеждал украинские власти ускорить процесс реформирования, назвав борьбу с коррупцией «главным полем битвы между старой и новой Украиной». Гройсман, как считает Пайетт, является частью новой Украины.


Будем надеяться, что он прав — во благо Украины.




Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.
Источник: inosmi.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter