В каких вооруженных конфликтах кадровые военные участвовали неофициально

Свои на чужой войне

В каких вооруженных конфликтах кадровые военные участвовали «неофициально»

Российские военнослужащие, похоже, все-таки принимают участие в противоборстве на юго-востоке Украины. Вопрос лишь в формате этого участия. Премьер ДНР Александр Захарченко утверждает, что это отпускники-добровольцы, которые предпочли провести отпуск «не на пляже», а помочь ополченцам. Киев, в свою очередь, говорит о вторжении на территорию Украины полноценных регулярных частей. «Русский репортер» решил вспомнить, как и когда кадровые военные «неофициально» участвовали в войнах на территории других государств.


Гражданская война в Испании, 1936–1939 годы


Хотя первоначально под давлением Великобритании и Франции СССР стоял на позиции невмешательства в испанские дела, позже Москва самым активным образом стала помогать республиканцам техникой, снаряжением, медикаментами и добровольцами, которые в большинстве своем состояли на службе в РККА. Многие из них были не просто советниками при рес­публиканском штабе, но принимали самое непосредственное участие в боевых действиях.


Зачастую «для конспирации» брали псевдонимы. Так, будущий нарком ВМФ Николай Кузнецов стал «доном Николасом Лепанто», а соратник анархиста Дуррути и будущий замначальника ГРУ Хаджи-Умар Мамсуров (кстати, прототип Роберта Джордана из «По ком звонит колокол» Хемингуэя) — македонцем «полковником Ксанти».


За победу в танковом бою под Мадридом звание Героя Советского Союза получил Поль Арман, он же «майор Грейзе», он же Пауль Тылтыньш — первый танкист, удостоившийся этой награды.


Стоит, правда, отметить, что помощь СССР не была такой уж бескорыстной. В Союз вывезли весь золотой запас республики. На стороне же Франко вместе с итальянцами и португальцами воевал добровольческий немецкий легион «Кондор», структурно входивший в Люфтваффе. Именно бомбардировщики легиона «отметились» жесточайшей бом-бардировкой мирного баскского города Герника.


Шведский добровольческий корпус, 1939–1944 годы


В ходе Советско-финской войны Швеция отправила на войну сразу два батальона добровольцев. Главнокомандующий шведскими вооруженными силами генерал Улоф Тёрнелл полагал, что, участвуя в этой кампании, солдаты и офицеры приобретут ценный опыт боевых действий, и обратился в кабинет министров с просьбой разрешить военнослужащим брать отпуск или временно увольняться с военной службы, чтобы отправиться на финский фронт. Участвовали шведские добровольцы на стороне финнов и во Второй мировой, несмотря на то что сама Швеция держала нейтралитет.


«Летающие тигры», 1941–1942 годы


Это тоже «отпускники», офицеры американских ВВС, которые брали отпуск в своих частях и участвовали в воздушных боях с японцами в составе вооруженных сил чанкайшистской Китайской Республики. Санкционированный лично президентом Рузвельтом механизм добровольчества выглядел так: пилот-американец заключал контракт с китайской фирмой САМСО, во главе которой стояла супруга Чан Кайши Сун Мэйлин, получал в распоряжение самолет «Киттихоук» (эти самолеты китайцам по ленд-лизу продавал сам же Вашингтон), после чего пополнял ряды американской добровольческой группы. Кроме опознавательных знаков китайских ВВС на большинство самолетов подразделения было нанесено изображение тигра. За каждый сбитый самолет противника доброволец получал 500 долларов.


Считается, что «Летающие тигры» сыграли решающую роль в предотвращении вторжения японских войск в Южный Китай со стороны Бирмы. В 1942 году добровольческая группа была выведена из состава китайских ВВС и включена в число регулярных соединений армии США.


Командир «тигров» Клэр Шеннолт получил генеральское звание.


Китайские народные добровольцы, 1950–1953 годы


Корейская война, схватка между прокоммунистическим Севе-ром и проамериканским Югом, развивалась по схеме «качелей», которые сначала пошли в одну сторону: Север, возглав­ляемый ветеранами антияпонской партизанской борьбы, в считанные месяцы захватил Юг. Это закономерно возмутило США и их союзников, и «качели» пошли обратно.


Объединенные силы ООН, организованные Вашингтоном, за пару месяцев заняли почти весь Север. А это уже категорически не понравилось Пекину и Москве.


Вот только на глобальную войну, на третью мировую, когда только-только закончилась вторая, никто идти не хотел (напомним, что и США, и СССР уже обзавелись к этому времени атомным оружием), а ее риск был вполне вероятен, если бы китайские и советские войска сошлись в прямых боестолкновениях с американцами. Тогда китайцы пошли на хитрость.
Войска, которые они послали на помощь северокорейцам, якобы вовсе не относились к Народно-освободительной армии Китая (НОАК), а были исключительно «добровольческими». То есть формально, «на бумаге», Пекин к этой сугубо частной инициа­тиве своих граждан отношения как бы и не имел, пусть и командовал добровольцами маршал Пэн Дэхуай.


Участвовавшие в войне советские военные, прежде всего летчики, тоже прикидывались «китайскими добровольцами», носили добровольческую униформу, пользовались докумен­тами, в которых числились под китайскими именами и фамилиями. Это породило многочисленные шутки и анекдоты про летчиков Ли Си Цина и Си Ни Цына. Среди прочих в Корее воевал и Иван Кожедуб.


Кубинские добровольцы в Анголе, 1975–1991 годы


Кубинские войска появились в Анголе почти сразу после того, как страна отвоевала независимость у Португалии. Появление это было столь стремительным, что Генри Киссинджер пожаловался президенту Венесуэлы Карлосу Андресу Пересу: «Подумать только, насколько хуже стали работать наши разведывательные службы! Мы узнали, что кубинцы собираются в Анголу только тогда, когда они уже были там».


Подоплека же такова: в страну вторглись военные ЮАР, где еще был силен режим апартеида, и тогда ангольцы обратились за помощью к Москве и Гаване. И если Кремль ограничился материальной помощью и несколькими сотнями военных инструкторов, то Фидель Кастро прислал многотысячный военный контингент, оснащенный к тому же тяжелым вооружением. Воспользовались «китайским рецептом»: хотя и приезжали вполне себе регулярные части, формально они считались добровольческими.


Войска ЮАР удалось отбросить. Наиболее отличился в боях генерал Арнальдо Очоа Санчес, успевший кроме Анголы покомандовать экспедиционным корпусом в Эфиопии. Правда, позже героический Очоа был расстрелян по решению кубинского суда. То ли за коррупцию и связи с наркомафией, то ли Кастро позавидовал его славе «национального героя» и боялся его связей с СССР. Последний кубинский солдат покинул Анголу в 1991 году, хотя война между различными группировкам в стране продолжалась аж до 2002 года.


Гражданская война в Ливии, 2011 год


В марте 2011 года Совет Безопасности ООН объявил о создании над Ливией «бесполетной зоны». Формально это было сделано, чтобы предотвратить бомбежки занятых вооруженной оппозицией городов и таким образом спасти от гибели местных жителей.


Муаммар Каддафи потерял преимущество, которое давала ему боевая авиация. На деле же натовские самолеты не только блокировали ВВС Ливии, но и стали наносить удары по позициям сухопутных сил и объектам инфраструктуры правительства.


Позже функционеры Северо­атлантического альянса также признали, что снабжали повстанцев оружием, техникой и разведывательными данными. Наконец, в газетах The Guardian и The Daily Telegraph появились публикации, в которых утверждалось, что ключевую роль во взятии Триполи сыграли вовсе не пов­станцы, а 22-й полк британской SAS и французский спецназ.

"Русский репортер"

Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter