Смоленская трагедия предстала в новом свете

Польша обнародовала новые детали авиакатастрофы под Смоленском
Новые данные о крушении самолета Ту-154 под Смоленском в 2010 году были обнародованы польской стороной в четверг. Как заявил замглавы комиссии по расследованию катастрофы Казимеж Новачик, разрушение самолета началось в 900 м от места катастрофы, а доказательств присутствия генерала Анджея Бласика в кабине пилотов найти не удалось. В дальнейшем, как сообщил министр обороны Польши Антони Мачеревич, будут рассекречены остальные архивные материалы.

AP_16173391920164-pic905-895x505-3079.jpg

«Вся трагедия и разрушение самолета, которое завершилось смертью всех его пассажиров, начались на расстоянии около 900 м от места падения», — заявил на пресс-конференции 15 сентября замглавы комиссии по расследованию авиакатастрофы под Смоленском Казимеж Новачик. Кроме того, не удалось найти доказательств версии, что катастрофа была спровоцирована генералом Анджеем Бласиком.
По этой версии, он находился в кабине пилотов и вынудил экипаж совершить посадку, несмотря на плохие метеоусловия. Однако ни одному из трех членов комиссии, хорошо знавших генерала, не удалось идентифицировать его голос, отметил Новачик. Результаты лабораторных экспертиз также не подтвердили, что записан был голос Бласика. Чей же тогда голос, согласно записи, произнес «это факт, мы должны это сделать, до конца», а после, на высоте 300 м над землей, фразу «поместишься, смелее», Новачик не уточнил.

Польская сторона приняла решение рассекретить архивную информацию о катастрофе, сообщил министр обороны страны Антони Мачеревич. По его словам, в архивах комиссии изучения авиаинцидентов гражданской авиации находились «бесспорные доказательства сокрытия правды». Речь идет о документах, которые необходимы для представления объективного хода событий и решений предыдущей комиссии, расследовавшей катастрофу. Впрочем, точного срока, когда все данные будут обнародованы, он не назвал. Главной целью этого шага, по словам Мачеревича, является не поиск виновных, а указание, какие факторы и события привели к этой трагедии.

В частности, глава комиссии по расследованию авиакатастрофы Вацлав Берчиньский заявил, что обнаружил противоречия в записях диспетчерских переговоров. По его словам, записи, предоставленные российской стороной, отличаются от тех, что комиссия получила сейчас, а также от того, что было записано в самолете. В последние секунды полета «начали происходить странные вещи, которые старались скрыть за счет вырезания фрагментов звука» из записей «черных ящиков», утверждает он.

Берчиньский полагает, что российские диспетчеры могли дать неверные данные экипажу самолета, в частности, насчет расстояния до взлетно-посадочной полосы.

Новачик добавил, что, по их данным, «три секунды было вырезано из польской записи и пять секунд из российской». Он говорит, что комиссия нашла оригинал, расшифровала эти пять секунд и уже обнаружила сигнал о неисправности первого двигателя и генератора, обоих высотомеров. Это, по мнению Новачика, свидетельствует о том, что самолет начал разваливаться еще до столкновения с деревьями.
Представитель российского МИДа Мария Захарова заявила, что все записи были обнародованы еще в январе 2011 года и тщательно изучены комиссией. Захарова назвала «безответственными и провокационными» заявления Варшавы о причастности России к авиакатастрофе самолета Ту-154, добавив, что они находятся «на или за гранью абсурда».

Между тем глава государственной комиссии Польши Мачей Ласек заявил, что «двигатели самолета работали до конца», а «сигналы о поломках появились уже после столкновения с березой, потери фрагмента крыла и разрушения гидравлики». Он также опроверг данные о манипуляциях с записями. «Нет никаких вырезанных фрагментов записей регистратора. Мы базировались на том же материале, который считывал российский МАК, — цитирует его ТАСС. — Эти записи одинаковы, что подтверждено в том числе группой экспертов прокуратуры. Не было никаких манипуляций».

Выводы подкомиссии Берчиньского Ласек назвал «следствием нехватки знаний и опыта» членов подкомиссии: «Главная проблема этой группы заключается в том, что никто из работающих в ней никогда не исследовал авиапроисшествия.

Можно только сожалеть, что для расследования этой катастрофы были выбраны люди, не имеющие никакого опыта.

Сегодня подкомиссия не представила никаких новых фактов, которые меняли бы установленную комиссией Миллера (Ежи Миллер возглавлял первую комиссию, расследовавшую крушение) причину происшествия».

Накануне, 14 сентября, комиссия провела встречу с родственниками жертв смоленской катастрофы. По окончании мероприятия, как сообщает газета Wyborcza, Павел Дереш (вдовец Йоланты Шиманек-Дереш, главы администрации президента Александра Квасьневского) заявил, что министр обороны Польши Антони Мачеревич поделил польское общество на две части: тех, которые ищут истину, и тех, которые являются провокаторами.

Внук Анны Валентинович (соосновательница профсоюза «Солидарность») в беседе с журналистами отметил, что представленные материалы проливают новый свет на катастрофу, причины которой должны быть исследованы заново. При этом родственник политической активистки признал, что кардинально ничего нового он не услышал.

В целом польское общество с интересом восприняло новые данные о катастрофе. Большая часть публикаций местных СМИ обвиняет в сокрытии информации правительство Дональда Туска и главу комиссии, ответственной за расследование трагедии, экс-главу МВД Ежи Миллера. Интернет-сообщество разделилось на тех, кто считает, что деятельность участников прошлого расследования сводилась к пропагандистской деятельности, и тех, кто полагает, что новое расследование является «проделками Мачеревича», а виноватые в авиакатастрофе и так находились в том самолете, обломки которого по сей день остаются в смоленском лесу.

Ту-154 потерпел крушение 10 апреля 2010 года при заходе на посадку рядом с военным аэродромом Смоленск-Северный. На борту находились восемь членов экипажа и 88 пассажиров, включая президента Польши Леха Качиньского, его супругу и часть руководства страны. Они направлялись на мемориальные мероприятия в Катыни. Все пассажиры и члены экипажа погибли.

В конце июля 2011 года Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.



Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.
Источник: gazeta.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter