Отношения России и Турции терпят крах в небе над Сирией

Турецкие ВВС и в дальнейшем могут предпринять атаки на российские самолеты
Во вторник утром фронтовой бомбардировщик российских Воздушно-космических сил (ВКС) Су-24 потерпел крушение в 4 км от границы с Турцией на севере сирийской провинции Латакия. Турецкие власти заявили, что «сушку» сбил их истребитель F-16. Факт огневого поражения самолета почти сразу признали в Министерстве обороны РФ. А ближе к вечеру президент Владимир Путин сделал заявление, подтвердив, что российский Су-24 был сбит турецким F-16 над территорией Сирии. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вчера заявил об отмене встречи с турецким коллегой.

В районе падения российского бомбардировщика подразделения сирийской арабской армии (САА) ведут тяжелые бои против сил вооруженной оппозиции, которая получает поддержку из сопредельного государства. В этой местности плотно проживают сирийские туркоманы, которых патронирует соседняя Турция. Более 10 военизированных формирований туркоманов, объединенных в структуру под наименованием «Бригада тюркской горы», воюют на стороне антиправительственных сил. В последнее время российские фронтовые бомбардировщики выполняли боевые задачи в этом районе в интересах действующих здесь подразделений САА. Ранее официальная Анкара уже выражала протест послу РФ в Турции в связи с бомбардировками российскими самолетами позиций туркоманского ополчения.


Реджеп Тайип Эрдоган признал, что российский самолет был сбит турецкой авиацией. Фото Reuters

И вот после того, как на смену протестам пришло конкретное боевое действие, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу провел совещание с начальником Генштаба и поставил задачу главе Министерства иностранных дел провести срочные консультации в ООН и НАТО в связи с поражением российского бомбардировщика Су-24. Западные СМИ сообщили, что штаб-квартира НАТО со своей стороны установила контакты с Анкарой, внимательно отслеживает развитие ситуации вокруг катастрофы российского самолета и готовит заявление по этому поводу. Североатлантический совет объявил о намерении созвать в Брюсселе внеочередное заседание на уровне постоянных представителей для обсуждения ситуации, связанной с инцидентом. На момент подписания номера газеты в печать сообщений о начале работы совещания еще не поступало.

По информации из Анкары, самолет российских ВКС был атакован истребителем турецких ВВС F-16 ракетами класса «воздух–воздух» после неоднократного предупреждения о нарушении воздушной границы. Инцидент произошел над горами Кызылдаг. Известно, что обломки сбитого самолета упали на сирийской территории. Российским летчикам удалось катапультироваться. Правда, из различных источников стали поступать сообщения о гибели одного пилота и захвате второго в плен местным антиправительственным ополчением. Однако позже появились сообщения о том, что и второй пилот будто бы погиб.

В Минобороны России подтвердили факт крушения фронтового бомбардировщика Су-24 из авиагруппы ВКС РФ, находящейся в Сирии. По информации нашего военного ведомства, самолет российских ВКС не вторгался в воздушное пространство Турции, о чем свидетельствуют данные объективного контроля. Также стало известно, что для поиска и спасения российских летчиков по согласованию с турками была направлена вертолетная группа.

Напомним, ранее российские самолеты неоднократно вторгались в турецкое воздушное пространство, в связи с чем президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган высказывался в жесткой форме, что все нарушители независимо от их принадлежности будут сбиваться силами турецких ПВО. 

Кроме того, он неоднократно называл военную помощь Москвы Дамаску «большой ошибкой, которая приведет к дальнейшей изоляции России». Вчера вечером Эрдоган подтвердил, что Су-24 сбила Турция.

В Интернете появились многочисленные видеозаписи падения сбитого российского самолета. Просматривая видеоматериал, можно сделать вывод, что наш Су-24 был сбит ракетой с тепловой головкой самонаведения, а это или ракета «воздух–воздух», или ракета, пущенная из переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК). При этом надо принять во внимание, что уже установлено: самолет летел на высоте 6 тыс. м, недоступной для поражения из ПЗРК. Стало быть, бомбардировщик мог быть поражен действительно лишь авиационной ракетой.

Возникает также вопрос: а где были наши истребители прикрытия? Идет война, даже в условиях полного господства в воздухе необходимо быть готовым к любой неожиданности. К тому же есть все основания полагать, что в Сирии бомбардировщики Су-24 не несут ракет класса «воздух–воздух». То есть для самообороны у них, кроме 23-мм автоматических пушек, нет ничего, и они являются хорошей мишенью для любого недружественного истребителя. Ну, и не будем лукавить: Су-24 давно морально устарели, даже глубокая модернизация вряд ли сделает их равными по техническим возможностям современным боевым самолетам НАТО, которые залетают в воздушное пространство Сирии без всяких на то разрешений ее правительства.

Как будут развиваться дальнейшие события, спрогнозировать сложно. Похоже, что сбитый самолет – это не столько реакция на вторжение в воздушное пространство, сколько ответ Анкары на удары российских фронтовых бомбардировщиков по позициям туркоманского ополчения. Россия вряд ли прекратит поддержку с воздуха войск САА, ведущих бои на севере провинции Латакия. А это значит, что турецкие ВВС и в дальнейшем могут предпринять атаки на наши самолеты.

Президент России Владимир Путин заявил в Сочи во время встречи с королем Иордании Абдаллой II, что Турция в инциденте с российским самолетом действует таким образом, как будто хочет поставить НАТО на службу «Исламскому государству» (ИГ – запрещенная в РФ организация). «Вместо того чтобы немедленно наладить с нами необходимые контакты, насколько нам известно, турецкая сторона обратилась к своим партнерам по НАТО для обсуждения этого вопроса и этого инцидента, как будто это мы сбили турецкий самолет, а не они наш, – сказал Путин. – Не знаю, кому было нужно то, что сделано сегодня, во всяком случае – не нам».

Но теперь президент взял по отношению к Турции тон гораздо более жесткий, нежели совсем недавно: «Это событие выходит за рамки обычной борьбы с терроризмом. Конечно, наши военные ведут героическую борьбу с террором, не жалея себя, не жалея своей жизни. Но сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники терроризма. Мы никогда не потерпим, чтобы совершались такие преступления, как сегодня». Исходя из опыта последних месяцев, туркам будет дан ответ не только словесный. И от этого становится особенно тревожно.


Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter