Украина может расколоться на области, вовлеченные в процесс евроинтеграции, и Новороссию

Киев предоставил ЛНР и ДНР особый статус

Верховная Рада Украины и Европарламент вчера синхронно ратифицировали соглашение об ассоциации. Событие в режиме видеомоста транслировалось по телеканалам. Ему предшествовал скандал в Киеве: депутаты не хотели голосовать за представленный президентом закон об особом статусе районов Донбасса, которые контролируются самопровозглашенными ЛНР и ДНР. Петр Порошенко лично убедил депутатов поддержать инициативу. Как пояснили некоторые из них, размен в виде особого статуса Донбасса за ратификацию соглашения с ЕС якобы был оговорен с российской стороной.


Вчера украинские чиновники в кулуарах Верховной Рады признали, что трехмесячная пауза между подписанием и ратификацией соглашения с ЕС была связана с переговорами с Россией. 



В то же время еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле в Страсбурге заявил: «Российские войска находятся на территории Украины. Они очень четко дали понять, что как только ассоциация будет ратифицирована Верховной Радой, в тот же день они примут дальнейшие экономические ограничения. Вдобавок к военной угрозе мы предстали бы перед угрозой полномасштабной экономической и торговой войны».


Украинские эксперты отмечают, что три месяца были использованы для переговоров Евросоюза с Россией. «ЕС и РФ нашли компромиссное решение: ратификация соглашения об ассоциации с отложенным на полтора года началом действия той части документа, которая касается создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС», – сказал «НГ» руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко. Он отметил, что такое решение выгодно Украине, поскольку ЕС продлил режим торговых преференций для украинских производителей до 2016 года. Россию решение тоже устроило, ведь был отложен свободный доступ европейских товаров на украинский рынок, а значит, на полтора года снята угроза перетока этих товаров на рынки стран Таможенного союза.


Политическую часть соглашения украинская сторона намерена начать выполнять немедленно: сразу после голосования президент Петр Порошенко в Киеве и глава Европарламента Мартин Шульц в Страсбурге поставили подписи под документом.


Поддержав 355 голосами (из 381 присутствовавших в зале депутатов) ратификацию соглашения с ЕС, Верховная Рада приняла заявление, в котором обозначила, что соглашение об ассоциации рассматривается украинской стороной как «инструмент для всесторонней подготовки к реализации стратегической цели – полноценного членства в ЕС».


Однако эксперты склонны расценивать это заявление только в качестве политического жеста. Они отмечают, что ситуация в Донбассе превращается в «замороженный конфликт», который будет тормозить внешнеполитические инициативы и связывать власти руки в экономической политике.


В понедельник вечером Порошенко подал на рассмотрение Верховной Рады законопроект об особом статусе тех районов Донецкой и Луганской областей, которые не контролируются Киевом. Такой режим вводится на три года. Вчера утром документ был официально зарегистрирован в парламенте и вызвал массу споров.


Документ предполагает полную амнистию для сторонников ДНР и ЛНР, хотя представители украинской власти говорят о неизбежности наказания для лиц, совершивших убийства, и, в частности, тех, кто сбил пассажирский самолет. После амнистии в начале ноября в районах, подконтрольных ДНР и ЛНР, предполагается провести выборы местных органов власти. Новые руководители получат право формировать органы прокуратуры, суды, а также создавать региональную «народную милицию». Это нарушает нормы украинской Конституции, как и новшество, согласно которому регион с особым статусом по умолчанию переходит на использование русского языка во всех сферах.


Но Киев, видимо, готов отказаться от юрисдикции над частью территории, поскольку в законе об особом статусе сказано, что украинские органы власти «могут подписывать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов». В то же время закон предусматривает «усиление и углубление добрососедских отношений между территориальными общинами, органами местного самоуправления отдельных районов (Донбасса. – «НГ») с административно-территориальными единицами Российской Федерации на основе соглашений о пограничном сотрудничестве».


При этом Украина берет на себя обязательства по восстановлению инфраструктуры Донбасса и государственной поддержке региона. «Господдержка заключается во введении отличающегося от общего экономического режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности, направленного на восстановление объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры, жилищного фонда, переориентацию промышленного потенциала, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций и кредитов для восстановления и развития объектов, расположенных в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», – сказано в тексте. Для финансирования региона с особым статусом в общем фонде госбюджета ежегодно будет утверждена отдельная статья, которая не может быть сокращена ни при каких обстоятельствах. Правительство уже приняло рамочное решение о создании Госагентства по вопросам восстановления Донбасса, полномочия которого пока не определены.


В ДНР и ЛНР пока присматриваются к решениям Киева. Первый вице-премьер самопровозглашенной ДНР Андрей Пургин сказал РИА Новости: «Это законопроект для Украины. Для Донецкой народной республики законы создает наш собственный парламент». Но допустил, что решение Верховной Рады может стать «точкой соприкосновения для будущих переговоров». Ранее лидеры ДНР заявили, что требуют полной независимости от Украины в границах всей Донецкой области.


Руководитель самопровозглашенной ЛНР Игорь Плотницкий в комментарии тому же информагентству заметил: «Закон об особом статусе Донбасса в основном соответствует нашим переговорным позициям, озвученным 1 сентября (на заседании контактной группы Украина–Россия–ОБСЕ. – «НГ»). Поэтому, хотя еще много неясного, можно сказать, что у мирного урегулирования появился первый шанс».


В Верховной Раде при принятии закона дело едва не дошло до драки. Порошенко пришлось уговаривать в закрытом режиме депутатов. В итоге 277 депутатов в том же закрытом режиме проголосовали «за».


 Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала сказал «НГ», что законом Порошенко «Украина добровольно создает на своей территории анклав, что является первым шагом к признанию субъектов власти ЛНР и ДНР». Политолог уверен, что это решение не было связано с ратификацией соглашения с ЕС: «Кивают на Россию. Но при чем здесь Россия? Мы что, с Россией заключили соглашение об особом статусе части Донбасса? Нет. И даже не с ДНР и ЛНР договорились. Они могут и будут воевать дальше, расширяя границы так называемой Новороссии. А мы, приняв такой закон, позволяем им закрепиться в Донбассе, создать военно-политическую базу, чтобы двинуться дальше». Виталий Бала предполагает, что решение, даже если оно закулисно обсуждалось с российской стороной, не снимает существующие проблемы, а только позволяет украинской власти провести парламентские выборы 26 октября. «Команда, которая очень сильно хочет сформировать свое большинство в Верховной Раде (пока еще тянется шлейф высокого рейтинга Порошенко после президентских выборов), готова на многие уступки – лишь бы выборы нам сейчас не сорвали. Уступают, похоже, даже в национальных интересах», – сказал политолог.


Константин Бондаренко тоже считает, что ратификация соглашения с ЕС и закон об особом статусе части Донбасса не связаны между собой, но причины принятия этих решений видит иначе: «ЕС и Россия договорились в торгово-экономических вопросах – произошла ратификация соглашения об ассоциации. Если договорятся США и Россия, можно будет решить конфликт в Донбассе. Но сейчас взят курс на замораживание этого конфликта, на то, чтобы отложить решение проблемы в долгий ящик. Особый статус – это не выход, не прекращение боевых действий. Палестина в свое время тоже получила особый статус. И мы теперь получим взрывоопасный регион, источник нестабильности, зона которого может расширяться».


Эксперт считает, что раскола страны на пророссийскую зону (теоретически в нее могут частично входить восемь областей, территория которых позволяет проложить путь из РФ в Крым по суше) и зону евроинтеграции пока не происходит: «Мы видим частичную юрисдикцию Украины над некоторыми районами Донбасса. Это еще не раскол. Но очень опасная ситуация».

"Независимая газета"

Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.

Фото Рейтер.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter