Сказки запределья

Книжный навигатор
Серж Мiнскевiч. Усмешка жалобнай каралевы, альбо Таямнiцы магнiтнага замка. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2013.

В современной литературе ниша сказочных повестей не слишком заполнена, так что появление этой книги весьма актуально. Тем более это не просто сказка, а фэнтези, да еще в исполнении поэта и переводчика Сержа Минскевича, когда–то входившего в литературно–художественное движение «Бум-Бам-Лит». То есть налицо свободный полет фантазии и игра аллюзиями. Например, в бродячем художнике Дроздиче, который ходит в сапогах из красного сафьяна, с волшебным зонтом–тростью и рисует не улыбки, а «усмуткi», забирая грусть людей, угадывается легендарный белорусский художник Язэп Дроздович. Главные герои повести — Алеола, «будучая яснапанна», и Артин, будущий витязь из Светлоозерной страны. 

Их родителей вместе со всеми жителями местечка похитила «Жалобная Каралева Паляндра». Так что сюжетная линия понятна: дети отправляются побеждать злую волшебницу. Правда, отравить ее ягодами ядвабницы, как изначально планировалось, добрая Алеола так и не решится... Но все, как и положено в сказке, окончится хорошо — а попутно с героями произойдет масса невероятных историй. Придется поплавать в ладье Палемона, чуть не попасть под топор палача во дворце хана Исмирая, побывать в пещерном городе мудрецов, занятых вопросами типа «Если перевернуть ведро, не превратится ли оно в антиведро?», и так далее.

Кевин Брокмейер. Краткая история смерти. 
Астрель, Москва, 2012.

Сюжеты о том, как устроено посмертие, сегодня очень популярны у литературных «альтернативщиков». Загробный мир в их исполнении — это не Град небесный Блаженного Августина и не мистические откровения Сведенборга, а вполне себе объяснимые логически системы, только на первый взгляд странные. Здесь встречается и сатира на земную цивилизацию, и постмодернистские притчи. Из лучших образчиков вспоминается навскидку «Мост» Иэна Бэнкса о видениях коматозника и цикл романов Вербера о «танатонавтах». 

Брокмейер представляет тоже вполне целостную картину. Его город мертвецов основан на легенде: пока умершего кто–то помнит, он пребывает как бы в статусе «живого мертвеца», между смертью и жизнью. Город «живых мертвецов» практически ничем не отличается от земного — каждый занимается своим делом, встречается с родственниками и друзьями, ну только что здесь все немного счастливее и у каждого своя история о Переходе, то есть умирании. А что, если о мертвых вообще некому вспоминать? Население призрачного города необъяснимо сокращается. Наконец в нем остаются жить только избранные, вроде бы ничем между собой не связанные... 

Однако постепенно становится понятно, что все они при жизни встречались с девушкой по имени Лори. На земле собрал жатву смертоносный вирус, и только Лори, отправленная начальством в Антарктиду, выжила... Параллельно мы следим за судьбой девушки, развивающейся в лучших традициях полярных историй. Сколько еще продлится ее борьба за выживание, сколько еще просуществуют «живые мертвецы», задержанные ее памятью? Текст, конечно, на любителя, но, к счастью, не претендует на эзотерический трактат.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга»,
Минск, пр-т Независимости, 72.
Советская Белоруссия №108 (24245). Пятница, 14 июня 2013 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter