Обзор книг "Сена на асфальце" и Энтони Дорр "Собиратель ракушек"

Ракушки в сухой траве

Сена на асфальце. Апавяданнi.


Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2016.


Фраза, якая зрабiлася загалоўкам кнiгi, прагучала ў апавяданнi пiсьменнiка Мiхася Стральцова як вызначэнне фiлалагiчнага пакалення. Нядаўнiх вяскоўцаў, што сталi студэнтамi сталiчных вузаў, абжываюцца ў горадзе, прымаюць каштоўнасцi «адлiгi», але адначасова не могуць духоўна адарвацца ад вёскi. З аднаго боку, гэтых людзей нiбыта вызначаў унутраны раздрай, супярэчнасць мiж гарадской i вясковай культурай. З другога — гэта было вельмi гарманiчнае пакаленне, таму што скарбы народнай мовы, народнай культуры для iх з’яўлялiся натуральнай часткай менталiтэту i ўдала сiнтэзавалiся з сусветнай культурай, якую якраз тады дзякуючы шчылiне ў жалезнай завесе пачалi спазнаваць у большым аб’ёме. У зборнiк увайшлi менавiта тыя творы i менавiта тыя аўтары, якiя карыстаюцца найбольшай папулярнасцю ў бiблiятэках: Аляксей Дудараў, Янка Сiпакоў, Мiхась Стральцоў, Iван Пташнiкаў, Iван Чыгрынаў... Гуманiстычная, псiхалагiчная, рэалiстычная проза. Рамантыка супраць мяшчанства. Дабрыня супраць подласцi... Нiчога новага для сусветнай лiтаратуры. Але ў непаўторным нацыянальным кантэксце i з адметным стылем кожнага аўтара. Навошта Сцяпан, герой аповеда «Святая птушка» Аляксея Дударава, усцягвае на лiпу кола для буслянкi? Нашто яму тыя буслы? Чаму супрацiўляецца, калi спiлоўваюць па ўсёй вёсцы дрэвы, гэта ж колькi дроў будзе? Ачарсцвелым людзям не зразумець, але на такiх, як Сцяпан, i трымаецца чалавецтва.

Энтони Дорр. Собиратель ракушек.


Санкт–Петербург, Азбука–Аттикус, 2015.


Магический реализм Дорра вобрал в себя много. И ностальгию брэдберивского «Вина из одуванчиков»; томление и буйство плоти маркесовских романов; звенящую выразительность фицджеральдовских текстов... И, разумеется, синтез всего перечисленного. Герои Дорра — странные личности, спаянные с природными стихиями. Охотник, рыболов, поедатель железа, экстрасенс... Логикой тут ничто не поверяется, наоборот, все гиперболизируется. Если уж собиратель ракушек — известный ученый, скрывшийся от мира на заброшенном острове, так он еще и слепой, и в юности прошел школу лондоновских героев, и, будучи уже слепым, служил на кораблях, а в детстве вообще отстреливал с вертолета оленей. Когда случайную гостью Собирателя кусает ядовитый моллюск, она выживает, но при этом излечивается от малярии. После этого окрестное население решает, что Собиратель владеет неким волшебным средством излечения. И к несчастному мизантропу начинается паломничество. А заканчивается все тем, что сын Собирателя Джош, альтруист, пытающийся убедить отца продолжать спасать людей, гибнет от укуса чудо–моллюска. Догадайтесь, что ждет самого Собирателя? Тот же милый моллюск... Ближе всего к традиционному реалистическому американскому рассказу, пожалуй, «История Гризельды и не только». Юная девушка из провинциального городка сбегает с заезжим фокусником, на потеху публике съедающим железные предметы. Все уверены, что соблазненная дурочка вот–вот вернется домой. Тем временем мать угасает в уверенности, что весь городок сплетничает об их семье. Сестра беглой Гризельды занимает место матери на фабрике, живет рутинной жизнью и с ненавистью прячет письма от сестры, которая каждый месяц присылает их из разных экзотических мест. И не примиряет сестер даже встреча спустя много лет. В общем, книга читабельна, грустна и немного волшебна.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Академическая книга",
Минск, пр-т Независимости, 72.


Советская Белоруссия № 154 (25036). Пятница, 12 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter