Певец Боб Дилан стал Нобелевским лауреатом по литературе

«Нобель» в стиле кантри

Нобелевскую премию по литературе получил американский автор–исполнитель Боб Дилан. Нобелевский комитет назвал вчера его имя в Стокгольме. Как заявлено, Дилан получил премию «за создание новых поэтических выражений в рамках американской песенной традиции». Более подробно выбор Нобелевского комитета объяснила постоянный секретарь Шведской академии Сара Дэниус: «Если мы оглянемся в прошлое, то вспомним Гомера и Сапфо. Они писали поэтические тексты, которые предназначались для исполнения под музыку. Мы все еще читаем Гомера и Сапфо, и нам нравится. То же самое с Диланом. Его можно и нужно читать. Он великий поэт в английской поэтической традиции».


Вы спросите, что я имею против Боба Дилана?

Да ничего я не имею против конкретно Боба Дилана.

Песни крутые, классик... Вместе с Beatles был введен в Зал славы рок–н–ролла, спел Knockin’ on Heaven’s Door в Болонье в присутствии Папы Иоанна Павла II, выпустил альбом, который выиграл сразу три Grammy. Был «Оскар», был «Золотой глобус»... Даже Пулитцеровская премия.

Да, но Нобелевская, по литературе... Все же Маркес, Неруда, Белль, Бродский... Вопросы над литераторской тусовкой вьются как мухи: как так получилось, это правильно?

Ну, во–первых, какое бы решение жюри любой престижной премии ни приняло, на всех не угодишь. Во–вторых, лично я не слишком удивилась. Лондонские букмекеры, включая нынешнего лауреата в список фаворитов наряду с Филипом Ротом и Харуки Мураками, прокомментировали с юморком: «Боба Дилана мы включили, чтобы было приятно его фанатам, их ведь много». Но вопреки их ожиданиям именно знаменитый певец в стиле кантри лидировал во время ставок, его шансы получить «Нобелевку» оценивали как 5 к 1.

Самое сложное в искусстве — определить истинную ценность. Вы просматриваете томики серий типа «Великие поэты столетия»? Самыми большими тиражами там выходят сборники Семена Надсона и Эдуарда Асадова. Поэтов, которые считались литераторами третьего ряда, на неразвитый вкус, но были кумирами гимназисток и школьниц. В тех же сериях можно найти сборники поэтов–песенников Рубальской, Танича, Осиашвили... Тиражи не меньше, чем у Бродского и Ахматовой. А ведь это даже не Бобы Диланы ни разу.

Одно из определений кича — это когда дешевыми материалами имитируют дорогую вещь. Джоконда, выложенная из разноцветных пуговиц, Венера Милосская, испеченная из бисквитного теста... Сегодняшняя ситуация в литературе также имеет признаки кича. С одной стороны, рынок пиарит тот товар, который продается, а не тот, который качественнее. И сами писатели в такой ситуации пытаются сохранить лицо и не оттолкнуть не очень подготовленного читателя. Процветает литература в жанре «интеллект–лайт». Ну не могут все одолеть «Маятник Фуко», а хочется чего–то умного и престижного. Пожалуйста — Коэльо, Ричард Бах, новые гуру, открывающие «все тайны мироздания» на доступном уровне. Играя на читательских амбициях, издателям удалось распиарить обычный эротический роман «Пятьдесят оттенков серого». Роман называли открытием тайн психологии. Таким образом, книга для определенной категории, которую многие просто посчитали бы непрестижным читать, приобрела интеллектуальную окраску, оправдание для читателя, считающего себя продвинутым. Эзотерика, конспирология щедро добавляется в тексты, даже детективы Дэна Брауна с успехом выданы за интеллектуальное чтение.

Книжный рынок — эклектичная картина, где автор женских романов Сесилия Ахерн ничем не хуже лауреата «Букера» Элис Манро. А популярность приравнивается к качеству. Рейтинги продаж — главный показатель художественной ценности.

Так что Боб Дилан в эту эклектичную картину вполне вписывается. Популярен, понятен миллионам — на сайте Нобелевской премии 71% посетителей заявили, что знакомы с его творчеством. Какой Мо Янь или Патрик Мондиано имел до получения «Нобеля» столько почитателей? Плюс эти миллионы поклонников точно знают, что в произведениях великого Дилана глубокий подтекст. И формулировка премиального комитета хорошая: «За создание нового поэтического выражения в рамках великой американской песенной традиции». А что сейчас начнется кипиш в среде литературных снобов — так кто сейчас их слушает? Но песни Боба будем слушать мы все.

Только Мураками жалко... Который раз остановился в шаге от вершины.

rubleuskaja@sb.by

Советская Белоруссия № 198 (25080). Пятница, 14 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter