Обзор книг "Марыя Захарэвiч. Талент, адухоўлены любоўю" и Мориса Дрюона "Париж от Цезаря до Людовика Святого".

На сцене истории

Марыя Захарэвiч. Талент, адухоўлены любоўю. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2016.

Чарговы том серыi «Жыццё знакамiтых людзей Беларусi» прысвечаны народнай артыстцы Марыi Захарэвiч. «Крыху па–вясковаму сарамлiвая, нават нiбы вуглаватая ад хвалявання, але ж i непаўторна абаяльная красуня–нарачаначка, пра якую i падумвалася ў адзiноце, i хораша пагаварылася з Мележам, у ранняй п’есе якога яна сiмпатычна дэбютавала», — пiсаў пра Марыю Захарэвiч Янка Брыль. Яе творчасць i вобраз увогуле цесна звязаны з беларускай лiтаратурай. Аблiчча Захарэвiч займелi многiя персанажы класiкаў. Яе голасам гучалi вершы i проза на радыё, на творчых вечарынах. Не дзiва, што так многа лiтаратараў выказваюць сваю любоў актрысе ў кнiзе, дзе ёсць цэлы раздзел вершаў. «Быццам чую зноў голас матулi жывы», — прызнаецца Мiкола Мятлiцкi. Рыгор Барадулiн натхнiўся тым, як «Чытае вершы Захарэвiч». Уладзiмiр Скарынкiн проста назваў верш «Брава, Марыя!». Мастакi таксама далучылiся да сяброўскага хору, што пацверджвае шарж Алега Карповiча i партрэт аўтарства Аляксея Кузьмiча. «Пра сваякоў расказвае, зямлю сваю вельмi любiць. Гэта, можа, самае важнае. Важней, чым прафесiя. Хаця Марыя Захарэвiч — народная артыстка. Зараз такiх тыпаў няма, яны кудысь знiклi... Здаецца, што Марыi Захарэвiч нiчога iграць не трэба. Выходзiць на сцэну такая, якая яна ёсць», — сцвярджае рэжысёр Мiкалай Пiнiгiн.


Морис Дрюон. Париж от Цезаря до Людовика Святого. Истоки и берега. Москва, Колибри, 2015.

Когда–то весь Советский Союз зачитывался романами Мориса Дрюона о французских королях, сдавал макулатуру за талончики на книгу о какой–нибудь Жанне Лотарингской. У нас дома были, кажется, все книги той серии в тонких глянцевых обложках, но книгу о Париже не помню, чтобы издавали. Возможно, потому, что в эпоху «железного занавеса» о «буржуазных городах» следовало узнавать только из книг о «контрастах империализма»? Я очень люблю, когда писатели рассказывают о любимых городах — Питер Акройд о Лондоне, Орхан Памук о Стамбуле, Владимир Гиляровский о Москве... Город в таком случае делается персонажем со своим характером, странностями и тысячами маленьких историй. «Слава города и его долговечность складываются в основном из поступков, горестей, драм, снов и мечтаний людей, поколения которых сменяют одно другое и память о которых сохраняется дольше, чем их жилища», — утверждает Дрюон. Мы погружаемся в Средневековье и даже еще глубже... Юлиан Отступник, молодой человек, в палатке между сражениями сочиняющий оды Солнцу. Атилла, неистовый азиат с умом политика. Тощенькая и слабая юная святая Женевьева, руководившая обороной Парижа, тогда — Лютеции. Граф Эд, стоящий на крепостных стенах, и Гуго Капет, избавивший Париж от немцев. Королева Франции Анна Киевская, рыжеволосая красавица, дочь Ярослава Мудрого, безумно влюбившаяся в графа Рауля. Абеляр, философ с лицом подростка. Властолюбивая Бланка Кастильская и ее сын Людовик Святой, так боявшийся греха, что ходил во власянице из конского волоса и не смеялся по пятницам. Вереница оживших призраков великого города... В книгу также включены эссе о Средиземноморье — Прованс, Рим, Флоренция. Даже для тех, кто никогда там не побывает, впечатление присутствия, погружения в атмосферу гарантировано.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия № 222 (25104). Пятница, 18 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter