26 июня из жизни ушли два выдающихся артиста - актер Ростислав Янковский и композитор Сергей Кортес

Вечность на двоих

Есть люди, чей уход из жизни сразу же становится очень ощутимым. И эта пустота образуется в сердцах не только близких родственников, друзей, коллег. В это воскресенье культура Беларуси обеднела вдвойне. Один за другим из жизни ушли выдающиеся артисты, чей талант не умещался в рамки одной страны, народа. Ростислав Янковский и Сергей Кортес. Гениальный актер и классик белорусской музыки.


На 80-летие Сергей Кортес сделал себе подарок. Перенеся несколько операций на глазах, избавился от очков, которые носил с десяти лет.

Они оба любили повторять: главное — сердцем не стареть. И четко следовали этому принципу, сохраняя юношеский задор, интерес к работе и людям каждый день, каждую минуту жизни. В последний раз с маэстро Кортесом мы виделись чуть больше года назад, в преддверии его 80–летнего юбилея. В отличие от коллег–артистов, предпочитающих встречаться с журналистами на нейтральной территории, Сергей Альбертович всегда охотно звал к себе в гости, был радушным хлебосольным хозяином. К юбилейной дате подготовился основательно, не побоялся рискнуть и... сменить имидж. Рассказывал, как согласился и мужественно перенес несколько операций, чтобы наконец избавиться от огромных «акуляраў», ставших, по сути, его визитной карточкой.

— Первое время после операции не мог привыкнуть, постоянно хватался за очки. А сейчас глаза будто помолодели. И это удивительное чувство. Я даже музыку стал слышать по–другому, — совсем как ребенок новой игрушке, радовался Сергей Альбертович.

Редкие минуты Кортес проводил без музыки. Музыка, признавался, для него — вся жизнь. Как и театр. С 1991 года он был директором Государственного театра оперы и балета Беларуси и художественным руководителем оперы, с 1996 по 2002 год руководил уже Национальным академическим Большим театром оперы. Даже после его ухода на пенсию в этих стенах о Кортесе никогда не забывали. Специально к юбилею подготовили премьеру — одноактный балет «Кто я?». В его основе — музыка, написанная маэстро в начале девяностых к балету «Последний Инка» по заказу Большого театра Гаваны. Нынешний генеральный директор  нашего театра Владимир Гридюшко вспоминает:

— И ему, и театру эта постановка была очень важна. Он был не только блестящим, тонко чувствующим музыку композитором, но и чутким, отзывчивым человеком. Очень любил театр, артистов, и они всегда платили ему тем же. Даже после ухода Сергей Альбертович продолжал следить за успехами Большого, звонил, интересовался, приходил на премьеры. С его уходом наша музыкальная культура понесла большую утрату...

Маэстро очень не любил, когда журналисты спрашивали, чувствует ли он себя белорусским композитором. Отвечал недовольно, со все еще слегка уловимым испанским акцентом: «А каким еще композитором я могу быть? Здесь я написал свои лучшие произведения, здесь получил звание народного артиста». При этом связи с родной Аргентиной никогда не терял, в Буэнос–Айресе по–прежнему живут его сестра Евгения и племянники.


«Вечность на двоих» — последний спектакль, в котором сыграл Ростислав Янковский. На снимке — с Беллой Масумян. Фото rustheatre.by

Музыкальную династию продолжил сын композитора, Сергей Кортес–младший, флейтист симфонического оркестра Белгосфилармониии. Руководитель оркестра, дирижер Александр Анисимов, был дружен с композитором много лет:

— Это очень близкий мне человек — музыкально и духовно, мы проработали вместе долгие годы. Лично мне и нашему оркестру он посвятил одно из своих лучших произведений — оперу «Медведь». Музыка Кортеса — это достояние нашей страны, которое навсегда останется в наших умах и сердцах...

Как и Сергей Кортес, Ростислав Янковский всегда жил и работал на износ. До последних дней, пока хватало сил. По–другому не умел, не мог, не хотел. Театру имени Горького актер был верен всю жизнь. И лучшие роли, включая триумфального Макбета и обласканного критиками Пане Коханку, он сыграл именно на этих подмостках.

Его очень любили коллеги. В мире бурных театральных страстей, взрывоопасной смеси тщеславия, обид, амбиций, Ростислав Янковский явно выделялся: аристократичная сдержанность (потомственный дворянин!), интеллигентная корректность — вряд ли был в минской театральной среде кто–то более достойный определения «джентльмен». Это общая потеря, общая беда и гордость за то, что в театральном мире рождаются такие самородки, считает художественный руководитель театра им. Горького Сергей Ковальчик:

– Великий актер всегда будет жить в ролях, блестяще сыгранных им, а добрый и искренний, открытый и светлый, уникальный, мужественный человек навсегда останется в сердцах родных и друзей, в памяти миллионов людей, для которых он был, есть и будет кумиром. Его смерть — тяжелейшая и невосполнимая утрата для семьи, друзей и миллионов поклонников его таланта, огромная потеря для искусства, служению которому он посвятил всю свою жизнь.

Русский театр стал его домом в прямом смысле слова — несколько лет после переезда в Минск Ростислав Иванович с семьей жил в театральных гримерках. Ему поступали предложения из ведущих российских храмов Мельпомены — Санкт–Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода... Но из Беларуси он никуда так и не уехал. Говорил: «У меня два дома: моя семья и мой театр». Своей работой на подмостках он давал почувствовать всем: чтобы быть счастливым, надо не так уж много. Любить близких, жизнь, работу. Сам себя Ростислав Иванович называл исключительно театральным актером и о кино говорил как о чем–то второстепенном. Но ни зрители, ни режиссеры так никогда не считали. Достаточно вспомнить культовый фильм «Служили два товарища», где Янковский работал на одной площадке со своим родным братом Олегом, Роланом Быковым, Анатолием Папановым, Владимиром Высоцким и другими выдающимися актерами.

В последнее время у Ростислава Ивановича были проблемы со здоровьем. Но со сцены не уходил — театр, говорил, его лечил. Весной он удостоился спецприза «Золотой маски» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Впервые в истории российской премии ее лауреатом стал белорусский актер. Увы, приехать в Москву за наградой у 86–летнего Янковского не получилось — в очередной раз подвело здоровье. Все мы — близкие, коллеги, журналисты, почитатели его таланта — с тревогой следили за состоянием любимого артиста. К сожалению, чуда не случилось... Но остались память, роли, наконец, целая актерская и театральная династия Янковских. А значит, дело его по–прежнему будет жить.

Коллектив редакции «Советской Белоруссии» выражает глубочайшие соболезнования родным и близким Сергея Кортеса и Ростислава Янковского.

Прощание


Гражданская панихида по Ростиславу Янковскому пройдет сегодня, 28 июня, в 10.00 на Большой сцене театра имени Горького. Попрощаться с Сергеем Кортесом также можно сегодня с 10.00 до 12.30 в ритуальном зале Республиканского клинического медицинского центра (лечкомиссия) по адресу: ул. Красноармейская, 10.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 121 (25003). Вторник, 28 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter