Бобруйск устроил "ревизию" национальной драматургии

Пять вечеров

Бобруйск, как известно, «высококультурный город». Слова эти теперь даже выбиты на специальной табличке, а рядом стоит памятник разгильдяю и тунеядцу Шуре Балаганову, который в одной руке держит пресловутое блюдечко с голубой каемочкой. На блюдце стоит золотой теленок и вопросительно смотрит на прохожих...

Автор пьесы «Не покидай меня» Алексей Дударев был заявлен как председатель жюри,
но в итоге на фестиваль не приехал

Подтвердить звание «высококультурного» призван и V Республиканский фестиваль национальной драматургии имени В.И.Дунина–Марцинкевича, который продолжается в городе. В идеале здесь на «блюдечке» жюри и зрителям должны бы преподнести идеальный живой театр, основанный на собственном национальном материале. Но реальность, как обычно, выбивается из идеальных планов. Пять вечеров подряд жюри выбирает лучших. Многие спектакли вызывают, мягко говоря, недоумение и растерянность. После прошедшего в Минске «Теарта» фестиваль в Бобруйске все равно что холодный душ. Как будто машина времени вдруг крутанулась на тридцать лет назад.

Зрители: «труба» зовет!

Несмотря на то что в Бобруйске работает свой театр, зритель к высокому искусству особой нежности не питает. Все спектакли, а их в день показывают сразу несколько, постоянно перебиваются звонками мобильных телефонов. Причем бобруйчанин своим долгом считает на звонок непременно ответить и сообщить: «Я в театре! Перезвоню!» И столько неподдельной радости в этом голосе. Только отзвенел мобильный «колокольчик» в партере, как тут же подключается балкончик. Потом снова и снова. Публика прислушивается не к тому, что происходит на сцене, а к своей «трубе». Грустно, господа...

Режиссеры: никакой надежды

Фестиваль выявил главную проблему — отсутствие индивидуального режиссерского мышления. Многие постановщики берут хороший литературный материал, но совершенно не способны предъявить зрителю свою оригинальную трактовку. Гомельский городской молодежный театр и режиссер Юрий Вутто обратились к книге «Последние свидетели» Светланы Алексиевич. Режиссер написал собственную пьесу «СвиДЕТИли?»: проходят некие съемки, сутолока и раздражение на площадке, профессиональный цинизм и своеобразные шутки, ироничный взгляд на актерскую среду... Но актеры совершенно не верят в своих персонажей. То, что задумывалось режиссером как рассказ на контрасте, не вырастает в полноценный спектакль. Интонация остается сбивчивой, выйти на исповедальную интонацию не удается. Кадры кинохроники не добавляют особой эмоциональности, а служат просто фоном. «СвиДЕТИли?» остаются плакатным, публицистичным, слишком рациональным спектаклем, не вызывающим, к сожалению, достойного эмоционального отклика.

«Комедия» балансирует на грани 

Актер и режиссер Павел Харланчук представил свою версию «Альпийской баллады». От спектакля «Он. Она. Война» Гомельского областного драматического театра ожидалось многое. Все–таки Харланчук — человек неслучайный в театре, актер высокой исполнительской культуры... И опять что–то не случилось. Не произошло. Торопливое, визгливое существование молодых исполнителей на сцене совершенно не трогало. Не было и следа быковской поэтики. Даже не сравнивая с фильмом, напрашивался вывод, что силенок у труппы для такого материала явно маловато.

— Я сейчас говорю не конкретно об этом спектакле, а о военной теме в целом, — деликатно высказала мне в кулуарах свое промежуточное мнение член жюри фестиваля народная артистка Татьяна Мархель. — У нас уж если начинают рассказывать о войне, то мы видим на сцене только кровь, крик, страдание, боль... Но ведь и во время войны жизнь продолжалась, люди как–то пытались бороться с голодом, страхом. А в наших военных спектаклях на белорусской сцене зачастую нет никакой надежды, никакой полифонии. Почему так происходит, не знаю.

И в этом Татьяна Григорьевна, безусловна, права. Если берут у нас какую–то тему, то долбят ее уже до основания, выедают всю мякоть с корки. Много ожидалось и от хозяев праздника — коллектива из Бобруйска. Они представили «Комедию» Владимира Рудова в постановке главного режиссера Максима Сохаря. Но неоправданная эклектика этой «Комедии» и неубедительная игра актеров оставили больше вопросов, чем ответов.

Афиша: где остальные?

То, на что гости обратили внимание, — в программе национального фестиваля не участвуют ни Купаловский, ни Русский театр. Говорят, что сугубо по организационным причинам — сроки, финансы, возможности бобруйской сцены, столичные амбиции. Возможно, это и так, но выглядит странно. Например, в театре им. М.Горького провели в прошлом году целый «сезон белорусской драматургии». И посчитали, что ничего достойного этот сезон не принес? А как же спектакли «Песняр»? «Затюканный апостол»? «Экзекутор»?..

 Церемония открытия прошла с международным колоритом.
Фото Виктора Шейкина

Художественный руководитель театра им. М.Горького Сергей Ковальчик сейчас находится на Конгрессе русских театров в Тбилиси. Задаю ему прямой вопрос, почему он в Тбилиси, а не в Бобруйске:

— В Бобруйске нас нет по банальной организационной причине — вопрос нашего финансирования решили в октябре или в конце сентября, когда уже был составлен гастрольный график труппы. В день предполагаемого участия на бобруйской сцене должен был идти спектакль «Лев зимой» — крайне сложная монтировочная постановка. Единственное, что могли привезти в Бобруйск, — «Затюканный апостол», но и это было сложно: не хватало монтировщиков, актеры задействованы в спектаклях в Минске, значит, пришлось бы вводить второй состав... Взвесив все ресурсы, мы поняли, что просто не потянем.

Оценки: кого же выбрать?

— Вы знаете, а я глубоко убежден, что конкурса на таком фестивале быть не должно, — признается заслуженный артист Владимир Мищанчук. — Ну нет у нас еще той мускулатуры. Такой форум должен вдохновлять на дальнейшую работу, должен быть праздником. Я с удовольствием хожу на читки наших современных пьес, которые проходят во время фестиваля в Бобруйске. Слушаю все с интересом. Но на большой сцене мне такой материал представить сложно. В драматургии свои законы, которые молодые авторы отрицают. Мне ближе классика.

...Сегодня на фестивале покажут один из самых ожидаемых спектаклей конкурсной программы — спектакль Московского академического театра им. В.Маяковского «Любовь людей» по пьесе Дмитрия Богославского. Свободных мест на показ нет. Отключаем телефоны!

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 211 (24841). Суббота, 31 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter