Национальный художественный музей стал площадкой для концертов классической музыки

Музыка в цвете

Под высокими сводами Национального художественного музея, давшими приют сокровищам изобразительного искусства, впервые зазвучала живая музыка: прошел первый вечер проекта «Палитра любимой классики», перед публикой выступил Государственный академический симфонический оркестр под управлением народного артиста Александра Анисимова.


Необычное начинание — попытка (и судя по реакции зрителей, небезуспешная) вдохнуть новую жизнь в идею синтеза искусств, рассказал корреспонденту «СБ» директор НХМ Владимир Прокопцов:

— Наша с маэстро Анисимовым цель — показать единство изобразительного искусства и музыки. «Палитра любимой классики» — серия программ, приуроченных к выставочному проекту «От реализма к импрессионизму...» из собрания Государственной Третьяковской галереи в Москве. На выставке присутствуют также два произведения наших земляков, известных белорусских художников Станислава Жуковского и Фердинанда Рущица. Причем полотно «Весна» Рущица открывает экспозицию. Это дипломная работа художника, которую он написал в 1897 году и успешно защитил и которую меценат Павел Третьяков некогда приобрел в свою картинную галерею. К сожалению, мало кто эту работу знал, и вот она выставлена у нас в преддверии предстоящего юбилея — 145–летия художника, которое мы будем отмечать 10 декабря в Богданове, на родине Фердинанда Рущица, в имении, где он родился и похоронен. И концерт — это посвящение нашему великому соотечественнику.

Впереди еще два выступления оркестра под крышей музея. Для проекта специально подбирался репертуар — музыкальные произведения, соответствующие по духу и по времени создания творчеству художников, чьи полотна сегодня можно увидеть в НХМ: Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Василия Верещагина, Константина Коровина и других выдающихся русских пейзажистов второй половины XIX — начала ХХ века.

НХМ с его величественной архитектурой — место очень выигрышное не только по своей неповторимой ауре, но и в плане акустики, признался Александр Анисимов:

— Хотя имеются свои нюансы — например, остается эхо. Но мы с этим справляемся, у нас есть опыт выступления в храмах. Сегодня играли около 20 музыкантов нашего оркестра, остальные примерно 100 человек остались дома пить чай и завидовать нам.

Вся музыка в программе — хорошо знакомая, не зря в названии присутствует слово «любимая»: речь идет о произведениях широко известных и популярных, которые, оказалось, возможно послушать не на диске, не в записи, не в интернете, а вживую. И публика затаив дыхание следила, как порхают пальцы и стремительно движется смычок заслуженной артистки скрипачки Регины Саркисовой во время исполнения знаменитой «Зимы» из «Времен года» Антонио Вивальди и как нежно звучит фортепиано под руками молодого солиста Саши Анисимова.

Нарядная 8–летняя Таисия Якубенко пришла в НХМ вместе с семьей:

— Я учусь играть на фортепиано, и мы с мамой часто ходим на концерты. Были на фестивале Башмета, на Спивакове и на Берине, и сегодня в музее мне тоже все очень понравилось!

Впечатление от обманчиво простой программы не только у детей, но и у взрослых оказалось настолько мощным, что, когда артисты уходили с импровизированной сцены, слушатели устроили им «коридор почета»: провожали музыкантов стоя под аплодисменты, с благодарностью пожимая руки. Точно так же подходили ценители искусства к Владимиру Прокопцову — сказать спасибо за прекрасный вечер. Молодые люди, не умея выразить словами переполнявшие их чувства, шумно восхищались: «Это же было — ух!.. Это ж — ого!..» Многие после концерта решили еще раз взглянуть на выставленные полотна. Правы оба маэстро: сердце, смягченное и растроганное музыкой, воспринимает живопись гораздо тоньше.

Слушать классику непосредственно возле картин — новое и волнующее впечатление, вдохновлен Владимир Прокопцов:

— Люди выходят из музея с совершенно другими глазами, с другим чувством и настроением. Думаю, подобные концерты надо продолжать, причем проводить их в самое разное время. Если потребуется, то даже и в полночь — в этом тоже есть своя интрига. Надо готовить репертуар, и задача на сегодня в том, чтобы музей активно выходил за свои стены. Так что будем придумывать новые проекты.

За гостями дело не станет, ведь уже ясно, что идея имеет успех: ни одного свободного кресла и зрители, свешивающиеся с балюстрады, — чем не показатель!

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 207 (24837). Вторник, 27 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter