Для школьников по всей стране проходит литературный квест

В числе участников уже более 100 человек
Необычный эксперимент по дистанционному чтению книг для детей в возрасте от 6 до 12 лет стартовал в стране. Организаторы проекта "Расчитаем любого: зимний эксперимент" предложили не просто интересную литературу, но и новый подход к ее восприятию. В числе участников уже более 100 человек.



- Мы придумали для ребят настоящий читательский квест, - рассказывает одна из его организаторов Ольга Вовк. - Для первого этапа, который проходит с 15 декабря по 30 января, выбрали 5 произведений, прочитав которые дети должны выполнить различные задания, способные объединить вокруг чтения всю семью. Важна не столько скорость, сколько искренность и творческий подход. Впрочем, уже есть участники, которые справились со всей работой и справились очень хорошо. Подводить итоги пока рано. Скажу лишь, что победителей ждут призы и... задания второго этапа. Для участников-минчан предусмотрены приятные бонусы: встречи с писателями, прогулки по околокнижным местам и тематические мастер-классы.

А если ребенок не хочет читать? "Расчитать можно любого!" - убеждена Ольга, ведущий библиотекарь научной библиотеки БНТУ, а также один из авторов проекта "ЗаЧтение", направленного на популяризацию современной литературы. Самое простое, говорит, - читать своим детям книги вслух, завести такой ежедневный вечерний ритуал. Ну и что, что они уже умеют сами? Также можно посещать спектакли, поставленные по литературным произведениям, ходить в места, упомянутые в книгах, готовить любимые блюда персонажей, перенимать другие их увлечения... А вообще, Ольга Вовк вместе со своей коллегой по работе и проекту Викторией Хомич уверена: мнение о том, что современные дети не читают книг ошибочное. Напротив, читают даже больше, чем раньше. Другой вопрос что.

- В наше время сфера детской и подростковой книги переживает новый золотой век. Однако в большом выборе книг важно научиться ориентироваться, - делятся девушки своими мыслями. - Речь не о массовой культуре - о книгах, которые не выходят огромными тиражами. Где-то спорные или даже провокационные, но они учат ребенка ориентироваться в современном мире, социализируют, подсказывают, поднимают именно те вопросы, с которыми сталкиваются наши дети и не сталкивались мы. Многие родители, к слову, отмечают, что эта литература помогает им лучше понять своих детей. Именно такие книги, книги-номинанты и победители литературных премий, отобраны для чтения в проекте "Расчитаем любого: зимний эксперимент". Мы не против классики, но исходим прежде всего из утверждения, что современным детям нужны современные книги.

Кстати, первый такой эксперимент организаторы проекта начали еще прошлым летом. Тогда, например, занятие по книге Жан-Филиппа Арру-Виньо "Шоколадные каникулы" прошло у плиты в кулинарной школе "Оеде", где ребята готовили любимое блюдо одного из главных персонажей произведения. А книгу Олега Эм "Летние каникулы: записки пресс-службы сумасшедшего профессора Лепольда Мозгокрутикова" обсуждали, сидя на гвоздях, в музее науки "Элементо". Всего участники прочитали 5 произведений, а когда пришло время прощаться, стало понятно, что все хотят продолжения.



Ольга Вовк считает: дети хотят читать книги, особенно непрограммные. А те, что в школьной программе, надо осиливать с помощью родителей, ведь многие тексты непригодны для самостоятельного чтения, половина слов попросту устарела. Может, пришло время менять школьную программу? Обращаюсь с таким вопросом к учителю русского языка и литературы Смолевичской районной гимназии Анне Северинец:

- Я бы сказала, что раньше дети активно читали в школе по программе, потому как не существовало брифли (краткое содержание книг. - Прим. автора), но были требовательные учителя и мало читали дома. Теперь я наблюдаю тенденцию противоположную: дети много и с удовольствием читают непрограммные книжки, но бросили читать программу. Во многом это проблема учителей, которые просто опустили руки и приняли на веру стереотип про нечитающих детей, разрешили изучать произведения по кратким содержаниям или заменять чтение классики просмотром соответствующего фильма или сериала. Нужно просто искать способы их заинтересовать именно классикой. Все-таки задача программы по литературе - давать ученикам общенациональный и общекультурный код, тот особый шифр, при помощи которого нация сохраняет культурную преемственность поколений.

dekola@mail.ru 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter