В РТБД прошла премьера пьесы "Любовь людей"

Чувствительный милиционер

Куда подевались писатели–«деревенщики»? Нет ответа. Зато все чаще современная драма обращается к деревне, к провинции и нередко живописует ее радикальными красками, где есть только черное и белое.

В Республиканском театре белорусской драматургии состоялась премьера психологической драмы «Любовь людей» по пьесе драматурга Дмитрия Богославского в постановке художественного руководителя театра Александра Гарцуева. Пьеса эта сегодня довольно популярна, идет в театрах Казани, Уфы, Новосибирска и других городов. Версия Московского академического театра им. Маяковского закрывала V Республиканский фестиваль национальной драматургии в Бобруйске и получила приз за лучшую режиссерскую работу. «Любовь людей» — второе появление драматурга на сцене РТБД. Первым был спектакль «Тихий шорох уходящих шагов» в режиссуре Шамиля Дыйканбаева из Кыргызстана.

Спектакль «Любовь людей» интересен тем, что делает ставку на молодых актеров, знакомит с теми, кто обычно находится в тени звезд РТБД. Для равновесия присутствует народная артистка Татьяна Мархель в роли мудрой матери главного героя Лидии Федоровны, но все привычные интонации у Татьяны Григорьевны здесь приглушены. Она только покорно наблюдает, куда несет персонажей извилистый рок событий.

В интерпретации Александра Гарцуева, перенесшего действие пьесы в 70–е годы прошлого века, происходящее напоминает то «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова, то «Груз 200» Балабанова. Все советские краски здесь немного утрированы, второстепенные персонажи постоянно танцуют под советские хиты 70–х. Тем самым режиссер оттеняет мрачный сюжет в духе программы «Пусть говорят», максимально приглушает то, что можно назвать чернухой, не смакует патологию. Находится место даже для иронии над советским бытом, фарсовых красок, дающих зрителю эмоциональную передышку. Так, каждый выход барыги Чубасова в исполнении Сергея Шимко — повод для улыбки. Кровавая леди Макбет неназванного белорусского уезда, решившаяся на убийство мужа–алкоголика Люська (мне довелось смотреть состав с Натальей Холодович), не вызывает особых отрицательных эмоций. Аморфная Люська изначально существует в пространстве своего делирия, который полностью поглощает ее во втором акте, когда, казалось бы, только началась нормальная семейная жизнь с новым мужем, честным и единственным милиционером на всю округу Сергеем. Но то и дело напоминает о себе призрак убитого мужа Коли в капюшоне.

«Ужасный спектакль. Зачем его показывать? После просмотра было так тошно на душе. А в зале сидят дети и смотрят на насилие и все прочее. Поход в театр для меня всегда был праздник, а теперь я просто уже боюсь брать билеты, чтобы не нарваться на такую чернуху!»

«Безумно понравились спектакль, игра актеров, драматургия, грустная и трагическая концовка, над которой стоит задуматься. Почему, только когда уже ничего нельзя исправить, мы задумываемся над тем, как все могло бы быть?» Эти отзывы на сайте Русского драматического театра Башкортостана, наверное, наиболее полно выражают два полюса отношения к материалу.

Не будем ханжами. Почитаешь криминальную хронику — и не такое в жизни случается. Довольно явственно присутствует мудрое, в чем–то даже отеческое режиссерское отношение к происходящему. Гарцуев избегает натурализма и выводит историю на уровень если не притчи, то доходчивой деревенской былины, страшной сказочки на ночь. «На чужом несчастье счастья не построишь», «Сердцу не прикажешь» — какую пословицу о любви тут не вспомни, будет к месту. Но достаточно ли у спектакля искреннего эмоционального запала, чтобы по–настоящему запасть в душу, — вопрос открытый с 19.00.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 222 (24852). Вторник, 17 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter