История одной фотографии художника Валентина Губарева

Жизнь прекрасна, но удивительна

О любой, даже маленькой работе Валентина Губарева можно написать большой рассказ. И будет он грустным, иногда печальным, но у дочитавшего до последних строчек, до точки или многоточия, на губах или во влажных глазах появится улыбка... Это как с немыми фильмами великого комика, а может быть, непревзойденного трагика Чарли Чаплина, как с литературой Михаила Зощенко и Антона Чехова.


Когда в интернете появляется новое полотно Губарева, сфотографированное поклонником, а чаще поклонницей, то уже через пару часов под фотографией тысячи восклицательных знаков, сотни перепостов. Что это, как не признание мастерства?

Его зрители живут в разных странах, на разных континентах, но Губарев и его творчество им понятны и близки. Почему? Да потому, что все его картины — истории о маленьком человеке, о его радостях, горестях, разочарованиях, восторгах. А ведь каждый из нас в какие–то мгновения своей жизни выглядит для посторонних смешным и забавным, маленьким, как тот самый герой Чарли Чаплина. Да и сам художник великим и могучим себя не считает. Подшучивает над собственными ошибками и иллюзиями. Поэтому и трогают его холсты с носатыми мужчинами, толстыми или худыми женщинами, неуклюжими детьми, всматривающимися в мир, подглядывающими за взрослыми.

Вообще–то подглядывание за героями — один из основных приемов, которым пользуется Губарев. Иногда смотришь на его работу и даже неловко. Так, словно ты заглянул в окно своих знакомых–друзей и увидел изнанку их жизни. Грустную! Ты догадывался, что сосед, появляющийся на лестничной площадке и во дворе дома с важным портфелем, в шляпе и при галстуке, бодро приветствующий, это лишь одна из многих масок. Он очень хочет таким уверенным и сильным казаться, а на деле же, когда он в исподнем, сидит на продавленном диване, в подавленном настроении... Словами это не расскажешь...

Когда же человек выглядит по–настоящему? На людях, на виду или за дверью, запертой на два оборота, когда шторы на окнах плотно сдвинуты? Этот вопрос — один из любимых художником. Ответы всегда разные. Его героев чаще приходится жалеть, чем негодовать и возмущаться их поступками.

Через сотни больших и маленьких деталей Губарев рассказывает о времени и о себе. О соседях по дому, двору, улице, городу, стране... Кто–то не принимает его искусство (есть такие), но поклонников в тысячи раз больше.

На снимке Евгения Коктыша художник выглядит немного похожим на героев своих картин. Та же чуть растерянная, немного грустная улыбка. «Да, наша жизнь прекрасна...» — говорят губы. «Но удивительна!» — утверждает взгляд.

ladzimir@tut.by

Фото  Евгения Коктыша.

Советская Белоруссия № 164 (25046). Суббота, 27 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter