На Международный фестиваль современной хореографии в Витебске приехали театры из 14 стран

Жизель на грани нервного срыва

Завтра большим гала–концертом завершится танцевальный марафон Международного фестиваля современной хореографии. Форум проходит в Витебске в 29–й раз и совершенно не случайно известен любителям модерна под англоязычной аббревиатурой IFMC — ему нет равных в стране по числу зарубежных участников. В жюри приглашают ведущих хореографов из разных уголков планеты, в качестве гостей свои спектакли этой осенью привезли нам танцевальные коллективы из России, Украины, Норвегии, Франции.


На Гран–при фестиваля претендуют 32 труппы из девяти стран — международный конкурс на IFMC чередуется с национальным. И это, считает министр культуры Борис Светлов, изюминка витебского танцевального форума:

— Это дает возможность нам провести смотр своих сил, соизмерить их с лучшими мировыми образцами и продемонстрировать собственные достижения. Благодаря фестивалю искусство хореографии в стране развивается, становится все более высокопрофессиональным. С другой стороны, это искусство уходит в массы. Появляются новые школы, в том числе и частные, где обучают и современному, и классическому танцу.

Конкурс хореографов на IFMC–2016, как никогда, большой и, по мнению организаторов, сильнейший за последние пять–шесть лет. Представлены как работы новичков — театр «Отражения» из Минска, киевский «Табиле модерн балет», — так и питерский «Акведук» лауреата многих конкурсов Константина Кейхеля, уже известные «Театр Оши» из Вологды, «нОга» из Омска, минский театр Skvo’s Dance Company под руководством Ольги Скворцовой. Самая большая делегация (12 коллективов) приехала из России, мощно представлена Украина — свои постановки привезли 5 хореографов. Наших танцевальных трупп в конкурсе 9.


Оценив уровень участников, председатель экспертного совета фестиваля Лариса Барыкина в день открытия предположила, что интрига — кто же увезет Гран–при — сохранится до гала–концерта. Но когда на конкурс приезжают виртуозы пекинского Ансамбля песни и пляски Китайской народной армии, судьбу приза многие считают предрешенной: европейцам трудно тягаться с техникой и пластикой китайских танцоров. А в этом году на витебскую сцену выйдет тот самый Чжан Цян, который выиграл IFMC–2006. Стоит ли удивляться, что после первого конкурсного дня даже среди коллег китайцы считаются фаворитами.

Перед началом творческого состязания каждый член жюри назвал главный для него критерий оценки. Профессора Пекинской академии танца Сяо Сухуа, главного из судей, в первую очередь волнует, сможет ли хореограф воплотить свою идею оригинально. Другие говорили о профессионализме, эмоциональности, драматургии, ясной концепции. Лаконичнее всех высказался известный хореограф Раду Поклитару:

— Мы приходим в театр за эмоциональным потрясением. Надеюсь, работы конкурсантов заставят меня плакать и смеяться.


Сам Раду Витальевич уже подарил зрителям незабываемые эмоции: в Минске и Витебске прошла премьера его балета «Жизель». Наверняка консервативная публика плакала над таким решением классического сюжета о всепрощающей силе любви. Поклитаровская Жизель ХХI века влюбляется под рев мотоциклов и погибает в борделе. Надо сказать, все спектакли гостевой программы невероятны. Спектакль «АхматМоди» рассказал историю любви поэтессы Анны Ахматовой и художника Амедео Модильяни. Поставил этот балет хореограф Митя Федотенко, который давно живет во Франции. Вчера на сцене IFMC выступала легендарная Jo Stromgren Company из Норвегии — спектакль «Там» о советских диссидентах наши организаторы ждали в Витебске с 2001 года. Завтра два спектакля покажет пермская труппа «Балет Евгения Панфилова» — любимцы витебской публики, так что аншлаг на финальных концертах обеспечен.

Какие коллективы после череды закрытых туров встретятся с искушенным зрителем, станет известно сегодня. Кстати, впервые на фестивале пройдет голосование хореографов, и лучшая работа получит «Приз коллег». Совпадут ли оценки участников и судей, узнаем прямо перед финалом. Членам жюри тоже придется признаться в своих личных предпочтениях — они проголосуют за самую понравившуюся работу сразу после финала. Конверт с результатами вскроют публично в воскресенье. Призовой фонд фестиваля, к слову, составляет 14.000 долларов США, обладателю Гран–при достанется 5.000.

Об актуальных тенденциях современного танца поговорим через несколько дней, после завершения фестиваля.

krucha–tut@rambler.ru

На снимках: сцены из балета «Жизель» в постановке Раду Поклитару в исполнении коллектива «Киев Модерн-Балет».

Советская Белоруссия № 228 (25110). Суббота, 26 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter