Сокровища Ружанского дворца ищут в Польше и России

Время точит камни

Почти вся история Ружанского дворцового комплекса Сапег — это хроника опустошений и разрушений. Шикарная резиденция недолго радовала глаз ее хозяев. Во–первых, часть бывшего замка, перестроенного в 1770 — 1780–е годы в изящный дворец, уже в 1801 году была отдана в аренду местным предпринимателям, а сам владелец уехал в Деречин. Во–вторых, в 1832–м у Сапег многочисленные ценности конфисковали российские власти. В 1914–м и 1944–м здания горели. И лишь 4 года назад открылся музей, пока что в двух помещениях: отреставрированных флигелях по обе стороны въездных ворот. Остальные корпуса пустуют и разрушаются. Где взять деньги на их восстановление, думают и в Пружанском райисполкоме, и директор музея Руслан Книга. В этом году он собирается также посетить музеи России и Польши, чтобы отыскать следы вывезенных когда–то из Ружан сокровищ.



Князья нажили немалое состояние. В 1921 году по Рижскому миру Ружаны отошли к Польше, и поляки добились от России возвращения части имущества благородных особ: все это с тех пор хранится в Кракове и Варшаве. Оставшееся — в Санкт–Петербурге и Смоленском государственном музее–заповеднике. У Руслана Книги есть полный перечень этих предметов, среди которых картины, скульптуры, редкие старопечатные издания:


— В Петербург их отправили в ноябре 1832 года в 25 ящиках. Кроме картин в ящиках были мозаики, гравюры и книги. Российский император Николай I приказал вскрыть 17 ящиков с картинами, и сам произвел их селекцию. Наиболее ценные полотна отправили в Эрмитаж, Академию художеств и дирекцию императорского театра, другие же — в музейные запасники. Менее ценные экземпляры приказали распродать, а некоторые, будто бы «польские» по содержанию, было высочайше решено тут же уничтожить. Как следует из документов, точный реестр всех ценностей так и не составили.

Маловероятно, что кто–то сейчас решит все это добровольно вернуть в Ружаны. Но директор музея все равно намерен в нынешнем году поехать в Эрмитаж, чтобы хотя бы удостовериться, в каком состоянии и где хранятся остатки наследия. Такие поездки он уже осуществил в Варшаву и Краков. Возможно, с оригиналов можно будет снять хотя бы копии.

А что сейчас смотреть внутри? Инна Нечай, старший научный сотрудник музея, проводя меня по флигелям, показала редкие «вещдоки» времен Сапег. Деревянный картуш — герб, украшавший прежде въездные ворота, снятый во время реставрации и замененный на новый. Остатки печных изразцов. Печать с гербом «Лис». Пуговица с вензелем одного из Сапег. Скромная коллекция, но начало есть, и экспозиция впечатляет: здесь есть и фотографии ныне живущих потомков магнатов, и реликвии, оставшиеся от некогда большой еврейской общины местечка. В одном из залов оставили неоштукатуренной стену со старой кладкой — чтобы было видно подлинную натуру. А один из подвалов через стекло просматривается на всю глубину — до каменного пола, выложенного предположительно в XVII веке, когда здесь стоял не дворец, а грозный замок.



Еще одна проблема, которая пока остается в подвешенном состоянии, — какое будущее ждет главный корпус дворца. Он пока являет собой величественную руину. Если зайти с тыльной стороны, то открываются взору многоуровневые подземелья, а на стенах — следы лестниц и дверных проемов. Сюда реставраторы придут не скоро. Руслан Книга лелеет мечту, что рано или поздно здесь откроют музей:

— Вот только прежде предстоит провести инженерные работы, чтобы стены не обрушились. Увы, пока не завершим восстановление Театрального корпуса, до главного вряд ли доберемся.

Третий год подряд ведутся строительные работы в Театральном корпусе. Научный руководитель историко–культурной ценности Владимир Казаков перечисляет сделанное:

— Восстановлены утраченные элементы украшения фасада, укреплен фундамент. Вскрыты остатки колонн, которые поддерживали лоджии зрительного зала. Это подтверждает то, что здесь действительно существовал театр. А также находился конный манеж. Правда, театр был небольшой, камерный, но с очень хорошо развитой машинерией. Из архивных источников известно, что здесь было 7 рядов кулис.



Сооружением Ружанского дворца руководил Ян Самуэль Беккер, архитектор из германской земли Саксония. Однако в 1795 году Франтишек Сапега уехал в соседний Деречин, а позже в Париж. Свое имущество он сдал в аренду ружанским предпринимателям Пинесам. Те в помещении бывшего театра открыли ткацкую фабрику. Главный корпус дворца сгорел в 1914 году из–за того, что пламя вспыхнуло в расположенном здесь цехе производства красок для фабрики.

В 1944–м отступавшие из Ружан немцы подожгли Театральный корпус: стоящий на возвышении и окутанный дымом, он создал дымовую завесу для удобного отступления оккупантов от наступавшей Красной Армии.

Стены Театрального корпуса еще не до конца отстроены. И не оштукатурены. Внутри вместо пола и потолков — трава и небо. Фактически перед нами остов здания. На нем отчетливо видна граница между старым и новым кирпичом. В этом году выделено пока лишь 600 миллионов рублей на продолжение реконструкции. А нужно от 3 до 5 миллиардов ежегодно, подсчитывает Владимир Казаков. Директор музея «Ружанский дворцовый комплекс Сапег» говорит, что деньги ищут все:

— Пружанский райисполком заинтересован в восстановлении ансамбля. Вместе мы вели переговоры с частными инвесторами. Но пока что никто не вызвался вложить свои средства. Хотя можно было бы даже сдать в аренду это здание, если бы нашелся инвестор.



Нынешняя же ситуация такова, что по госпрограмме «Замки Беларуси» восстановление Театрального корпуса должно завершиться к 2018 году, но с нынешним финансированием рабочие могут и не управиться.

Сейчас главные посетители здесь — ружанские хулиганы. Один из них, стоя в оконном проеме, крикнул мне:

— Не хотите, дядя, послушать историю о нашем «замке»?

— Нет, спасибо! — ответил я и услышал, как рядом — в отместку за нежелание приобщиться к «детской» версии прошлого — просвистел камень.



Музейные сотрудники пытаются бороться с местными вандалами. Забот у них много. А цель одна: Ружанский дворец, как и поднятые из руин Мирский, Несвижский замки, привечающие сотни тысяч туристов, должен стать притягивающим к себе культурную публику историческим магнитом. А пока ежегодно его посещают около 20 тысяч человек. Однако даже самые великие страницы прошлого этого места меркнут перед перспективами, которые могут открыться перед дворцом в будущем. Если старинные камни окончательно не подточит время.

Ружаны — Минск.

vk@sb.by

Фото автора.

Советская Белоруссия № 49 (24679). Суббота, 14 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter