10 финалистов II Минского Рождественского конкурса вокалистов в 3-м туре споют с солистами Большого театра

Во весь голос

Минский международный Рождественский оперный форум собирает звезд академического вокала уже в 6-й раз. И 2-й раз проходит Минский Рождественский конкурс вокалистов, учрежденный в 2014 году по инициативе Национального академического Большого театра оперы и балета. Жюри голосованием уже определило финалистов — лучших молодых певцов, которым предстоит сегодня выступить в дуэте с ведущими солистами Большого театра в 3-м туре музыкальных соревнований.



Во втором туре 13 декабря за выход в финал боролись 33 артиста, белорусам конкуренцию составляли вокалисты России, Украины, Молдовы, Казахстана, Узбекистана, Грузии, Франции, Китая, Монголии, Канады и даже Мексики. По итогам отобрана «горячая десятка» финалистов: Хурэлбаатар Оюунчимэг (бас) и Анхбаяр Энхболд (баритон) из Монголии, три российских сопрано — Елена Стихина, Анна Золотова и Надежда Павлова, тенор из России Иван Максимейко, певица Барнохон Исматуллаева (сопрано) из Узбекистана, представительница Молдовы Ольга Бусуйок (сопрано), тенор Михаил Малафий, выступающий за Украину, а также белорус, солист Большого театра Виктор Менделев (тенор).

Фигурировавшие в списке произведений для третьего тура дуэты из оперы белорусского композитора Дмитрия Смольского «Седая легенда» мы в финале все–таки не услышим: Смольский был заявлен в программе третьего тура лишь у одной исполнительницы из 280 (причем, что любопытно, представительницы Украины). Популярнее у молодых певцов проверенный и обкатанный классический репертуар — Чайковский, Римский–Корсаков, а также великие итальянцы Пуччини, Россини и Верди. Так что с сожалением приходится констатировать: взятый Большим театром курс на поддержку и популяризацию белорусской музыки пока не нашел отклика у наших музыкантов. Впрочем, надеемся, все еще впереди: в конце концов, Рождественский конкурс вокалистов еще, можно сказать, дитя, ему всего 2 года. Тем не менее первые шаги никак нельзя назвать робкими.

Если говорить о классическом вокале, то международных форумов и вокальных конкурсов соответствующего уровня и размаха в мире немного — не в последнюю очередь потому, что подобные начинания требуют не только больших хлопот, но также серьезных расходов. Бюджет II Минского международного Рождественского конкурса вокалистов составил около 4,5 миллиарда рублей, причем это не государственные средства, подчеркнул генеральный директор Национального академического Большого театра Владимир Гридюшко.



Музыкального «Оскара» на конкурсе не вручают. Как рассказал Владимир Гридюшко, по поводу создания статуэтки для победителя есть мнения «за» и «против»:

— Найти символ, сделать статуэтку — не проблема. Но это тоже требует средств, и вопрос, куда их лучше вложить. И наверняка не один обладатель такого приза потом голову ломает, как его увезти. Сам был свидетелем на конкурсе во Франции, когда одна вокалистка раздумывала, как транспортировать статуэтку, ведь это дополнительный вес багажа, который небезграничен.

Но и без статуэтки победители не уедут обиженными. Призовой фонд II Минского международного Рождественского конкурса вокалистов ничуть не меньше, чем премии, вручаемые на аналогичных состязаниях за рубежом. Гран–при в размере 10 тысяч долларов не делится, в отличие от премий за места с 1–го по 3–е. Первая премия составляет 8 тысяч долларов, вторая — 6 тысяч долларов, 3–я — 4 тысячи долларов. Эти места и соответственно призы могут делиться на двоих исполнителей, если жюри сочтет нужным. Не обойдется без приза зрительских симпатий: им станет приглашение Большого театра исполнить какую–либо партию в одном из репертуарных спектаклей. Члены жюри при желании также вручат понравившимся певцам собственные награды.

К слову, экспертная комиссия в очередной раз может похвастаться и профессионализмом, и представительностью. Среди судей — директор ассоциации «Опера Европы» Николас Пейн, генеральный директор Немецкой оперы на Рейне Кристоф Мейер, директор Софийского национального театра оперы и балета академик Пламен Карталов, президент и художественный руководитель музыкального фестиваля «Лирические ночи в Марманде» Филипп Местр, художественный руководитель монреальского театра «Лирикорегра 20» Ален Нона, а также директор Оперного театра Ренна, президент Профессиональной палаты директоров оперных театров Ален Сюрранс. Так что выступление на минской сцене может оказаться счастливым билетом для молодых исполнителей: все–таки в артистической карьере суметь произвести впечатление на руководителя серьезного театра — первое дело.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 242 (24872). Вторник, 15 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter