В музыкальном театре прошла премьера комедии "Свадьба в Малиновке"

В Малиновке заслышав голосок

Довелось побывать недавно на свадьбе. Все было по–богатому. Гуляли с размахом: танцы–пляски, живой оркестр, вина и закуски, выезд на природу, перевернутые столы и расквашенные носы в финале торжества. Не спеши завидовать, читатель, или в срочном порядке листать страницы светской хроники. На самом деле побывал я на премьере музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке» композитора Бориса Александрова в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Премьера прошла 7 ноября и затронула у многих зрителей потаенные ностальгические струны. Как сладко было снова окунуться в ту знакомую с розовых соплей деревенскую идиллию! Кто не помнит знаменитый одноименный фильм режиссера Андрея Тутышкина и выдающиеся актерские работы Евгения Лебедева, Михаила Пуговкина, Михаила Водяного. Цитаты из фильма до сих пор всплывают как в обычных кухонных разговорах, так и в заголовках центральной печати. «Свадьба в Малиновке» — щемящая любимая классика, как старенький семейный фотоальбом.

Уже второй раз музыкальный театр ставит известный кинематографический материал и напрашивается на неизбежные сравнения с кино. Режиссер Анастасия Гриненко некоторое время назад выпустила «Обыкновенное чудо» с музыкой Геннадия Гладкова. И вот теперь главный режиссер музыкального Михаил Ковальчик отважился на «Свадьбу в Малиновке». Кто–то скажет, что эта советская оперетта — музыкальная архаика, но мы позволим себе с этим не согласиться. Архаика только в том случае, если таковой считать «Летучую мышь» или «Сильву». Скорее, классика XX века.

Главная интрига заключалась, наверное, в том, по какому пути пойдет режиссер: станет ли подтрунивать над опереточными штампами, иронизировать над стереотипами советской оперетты. Но литературная и сценическая редакция оказалась весьма корректной. И пошел постановщик по самому сложному пути — вплотную к первоисточнику, точно воспроизводя и время, и действие комедии. Живописные украинские подсолнухи, колоритная речь, деревенские наряды — все на месте. Получилась самая что ни на есть «народная комедия», а к такому жанру нельзя подходить с обычной меркой. Тут прежний инструментарий доводов и анализа не действует. Да и как, придя в кому–то на свадьбу, можно вдруг ни с того ни с сего вместо тостов начать говорить колкости присутствующим? Только если вы персонаж какого–нибудь артхауса.

В премьере вдохновенно работает почти вся труппа. Это большой ансамблевый спектакль с огромным количеством массовых сцен. Бросается в глаза изобретательная хореография Натальи Москвичевой — главного балетмейстера Свердловского театра музыкальной комедии. Может быть, именно в хореографии тут сконцентрирована главная ирония. Бандитская компания атамана Грициана нарисована откровенно фарсовыми красками. Попандопуло, как и положено, срывает аплодисменты после сольного номера. Органикой и задором выделяется Андрейка в исполнении Николая Русецкого. Любимые актрисы Ирина Заянчковская и Людмила Станевич имеют тут превосходную возможность продемонстрировать комедийный талант. Ольга Железкая после романтической «Софьи Гольшанской» подтверждает статус восходящей звездочки. Да и любимые первачи труппы — Заянчковский, Немцов, Кузьмицкая, Циркунович, Осипец — находятся в замечательной форме и работают на общий сценический результат. Немного затянутой кажется сцена самой деревенской свадьбы атамана и Яринки. Кажется, что каждый гость желает тут выступить со своим сольным номером и режиссер позволяет ему это сделать. Да и финальная схватка Назара Думы и атамана могла быть поэффектнее. Но видимо, все силы Грициана ушли в хмель.

В Москве «Свадьба в Малиновке» идет в Московском театре сатиры. Наверняка и еще где–нибудь. Потенциальный кассовый хит с простой и понятной интригой, острым юмором, живыми характерами еще никому в репертуаре не помешал. К сожалению, время для театров сейчас смутное, не предполагающее большие риски. Но это не значит, что нужно бездействовать. Нынешней премьерой музыкальный театр подтверждает имидж театра уютного и семейного, места отдыха идеалистов жанра и последних романтиков эпохи.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 217 (24847). Вторник, 10 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter