Интервью с главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра, народным артистом Александром Анисимовым

У маэстро большие планы

Не так давно стало известно, что IX Международный юношеский конкурс им. П.И.Чайковского пройдет в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра под управлением главного дирижера Александра Анисимова. Пока юные претенденты на участие в одном из самых престижных музыкальных смотров планеты заполняют заявки и думают над программой, корреспондент «СБ» пообщался с маэстро Анисимовым и выяснил все и о конкурсе, и о планах оркестра на будущий сезон.

— Александр Михайлович, как сложилось ваше сотрудничество с юношеским конкурсом им. Чайковского?

— Первый такой конкурс (нижнего возрастного ограничения в нем нет, есть только верхняя планка — до 17 лет) состоялся в Москве в 1992 году. На второй конкурс (1995 год, Япония) меня пригласили в качестве дирижера с оркестром Московской филармонии. В том конкурсе победу одержал музыкант из Китая по имени Ланг Ланг. Сейчас это суперзвезда, один из наиболее знаменитых пианистов планеты. Тогда он был совсем юным, вышел в финал, и мы с ним играли концерт Шопена. Помню, его папа очень переживал за сына... А теперь Ланг Ланг нарасхват во всем мире.

Последующие конкурсы проходили в Украине, Китае, Швейцарии, Корее. В этом году выбран Новосибирск как одна из серьезных музыкальных точек России и не только. Организаторы предложили мне и нашему оркестру в полном составе сопровождать выступления участников третьего тура в номинации «Фортепиано».

— Но вы ведь не знаете заранее, кто из юных дарований и что будет исполнять? Да и кто из них дойдет до финала?

— В принципе, список произведений, которые конкурсанты заявили на третий тур, известен. Все заявки делаются заранее, и, конечно, перед отлетом в Новосибирск мы проиграем все эти партитуры. Но в общем–то набор, особенно для молодых пианистов, не такой уж большой. Чайковский, Рахманинов, Шуман, Гайдн, Брамс (и то Брамс — это слишком непросто для юных музыкантов), Бах, Бетховен — почти все пять концертов, Григ... Из современной музыки вряд ли что–то будет — может быть, Прокофьев.

— То есть каких–либо сюрпризов для оркестра вашего уровня не предвидится?

— Своя специфика в работе с молодыми музыкантами, несомненно, есть. Она в том, что у детей, как правило, отсутствует какой–либо опыт игры с оркестром. Поэтому коллектив должен быть не только очень мобильным, хорошо слышать солиста, но и помогать ему... Что касается Новосибирска, то это музыкальная столица Сибири. Там хорошие музыканты, прекрасная публика, любящая и знающая классическую музыку. Так что нас ждет симпатичная поездка.

— А насколько вообще Государственный симфонический оркестр Беларуси востребован за рубежом?

— У нас постоянные контакты с зарубежными импресарио. Мы побывали почти во всех европейских странах, играли на всех престижных площадках Японии. А этой зимой, сразу после Новосибирска, оркестр в очередной раз будет участвовать в рождественском туре по Испании и другим европейским странам. Практически все концерты наших зарубежных туров проходят в солидных залах с прекрасной акустикой — в столичных, крупных или небольших городах. С сожалением должен констатировать, что в Беларуси нет зала, построенного специально или приспособленного для исполнения классической музыки симфоническим оркестром.

— Стало быть, зарубежные зрители ваших музыкантов принимают хорошо. А белорусы имеют возможность вас услышать?

— Каждый сезон стараемся выступать в областных центрах. Особенно нравятся Витебск — там симпатичный филармонический зал, Могилев, где очень хорошая публика и всегда аншлаги, Брест, Гомель — там тоже нас любят и ждут... Но все контакты с областными центрами, как правило, зависят от желания и возможностей тех, кто нас приглашает. Когда–то, лет 15 назад, мы ни от кого не зависели, а просто ехали, несли классику в массы. И у нас хватало средств, чтоб взять напрокат автобус, заплатить музыкантам суточные... Сейчас система другая: принимающая сторона должна найти деньги, возможности, чтобы нас пригласить, а это не всегда и не у всех получается.

— Оркестр будет участвовать в фестивале Юрия Башмета в Минске?

— Всегда с готовностью откликаемся на приглашения принять участие в этом международном форуме. В этом году пройдет программа под управлением Юлиана Рахлина — прекрасного скрипача, который, помимо прочего, выступит в качестве дирижера.

— Вы нередко исполняете музыку белорусских композиторов. Планируете в будущем году приобщать слушателей к современной музыкальной культуре Беларуси?

— Непременно. Во–первых, мы планируем большой творческий вечер Вячеслава Кузнецова, юбилейный. Ожидаются не только новинки и премьеры; также мы будем играть музыку композитора, уже ставшую популярной. Надеюсь, продолжатся и наши контакты с такими авторами, как Галина Горелова, Дмитрий Смольский, Сергей Кортес, Андрей Мдивани.

— А чего ждать слушателям в сентябре?

— 8 сентября мы хотим представить публике пакет из двух программ. И при желании зрители смогут пойти либо на один концерт, либо на второй, либо на оба. Первая программа адресована детям и юношеству — «Икар на краю времени» по книге Брайана Грина, посвященной путешествиям в космос. Это премьера музыки американского композитора Филипа Гласса с демонстрацией фильма, который сняли английские режиссеры. Такой будет первая часть нашего симфонического марафона.

А затем дадим концерт в двух отделениях с участием замечательного российского пианиста Александра Гиндина, Государственной академической хоровой капеллы им. Г.Ширмы, солистов Ирины Крикуновой из России и белорусов Яноша Нелепы и Ильи Сильчукова, ставшего популярным благодаря телешоу «Большая опера». Вот такие у нас планы: как сезон откроешь, так его и проведешь!

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 152 (24782). Среда, 12 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter