Маленький двухэтажный театр–батлейка, с которым выступали на площадях веселые кукольники во время Святок, исчез в начале ХХ века. Лишь 20 лет назад вертеп начали постепенно возвращать в театральный оборот энтузиасты, и сегодня батлеечные спектакли — уже не редкость. И это не только реконструированное старинное зрелище, что наглядно показал прошедший в Минске II Международный рождественский фестиваль батлеечных и кукольных театров «Нябёсы».
Под занавес колядной гульбы, с 14 по 17 января, в Минск съехались вертепщики и батлейщики из разных уголков Беларуси, России и Украины. Представления шли в маленьком уютном зале образовательного центра при Свято–Елисаветинском монастыре под хохот детей и взрослых. И если театр «Батлейка» из Мира представлял аутентичную постановку «Салдат ды чорт» на несвижском диалекте — что имеет большую ценность с точки зрения этнографии и сохранения исконно белорусского наследия, то, например, московские гости иной раз выдавали нечто весьма современное, вызывающее бурный отклик как у малышни, так и у публики постарше.
Председатель фестиваля, актер Национального академического драматического театра имени А.М.Горького Александр Жданович рассказал, что вдохновительницей первых «Нябёс» была его покойная жена Людмила Жданович, в память о которой он продолжает ее дело:
— Людмила была удивительно светлым человеком, по образованию — актрисой театра кукол. Создала при Свято–Елисаветинском монастыре театр для детей с особенностями психического и физического развития. Это была ее идея — провести такой фестиваль. В прошлом году в Минск приехало 11 театров, в этом — уже 19, сейчас мы привлекли внимание и зарубежных артистов.
Театры из Минска, Гродно, Новополоцка, Городка, Докшиц, Залесья, Лиды смотрелись ничуть не хуже, чем именитые, многократно отмеченные на разных фестивалях гости из–за рубежа. Наряду со взрослыми выступали и дети, даже малыши, как, например, в театре «Росинка», созданном при детском саду № 77 Гродно. Все участники, рассказал Александр Жданович, в конкурсные дни показывали свои представления не только жюри: они посетили со спектаклями детские интернаты, дома престарелых.
Батлейка — искусство не статичное, застывшее в раз и навсегда утвержденных формах. Никто не мешает так или иначе трансформировать старинные сюжеты и украшать их новыми деталями, добавлять современных стихов или шуток, чтобы говорить с публикой на понятном ей языке. Виктор Драгун, руководитель московского театра «Три лика» и директор Международной ассоциации «Бродячие кукольники», считает, что сегодняшняя батлейка уже не ограничивается привычными рамками рождественской постановки:
— Изначально мы планировали познакомить детей с разнообразием мировых сказок. В репертуаре нашего театра есть чешская сказка, венгерская, «Черная курица» Погорельского, даже по «Шляхтичу Завальне» Яна Барщевского ставили; надеюсь, привезем этот спектакль в Минск на будущий год. Дети нас принимают хорошо, мы после спектакля даем подержать в руках кукол, особенно любят Смерть с косой, которая срубает голову царю Ироду. Ребята так и просят: «А дайте череп подержать!»
Вертеп сегодня актуален даже больше, чем в старину, убеждена Лариса Захарова, директор воскресной школы «Вертоград» при приходе храма Архангела Михаила в городе Пущино (Московская область):
— Сегодняшние дети настолько виртуализированы, что живое народное представление им очень полезно. Через наш театр прошло уже более 100 ребят, для них это действительно возможность оторваться от электронных гаджетов и поучаствовать в чем–то интересном. Мы играем почти 20 лет, и с каждым годом я убеждаюсь, что сделанное нами все нужнее и нужнее. В советское время, когда религиозная жизнь была по большей части под запретом, вертепами занималась в основном театральная элита — люди, которых жанр интересовал сугубо с художественной точки зрения. Сейчас эта разновидность кукольного театра приобрела определенную массовость, хотя для многих батлейка до сих пор оказывается открытием.
Вертепный театр достаточно демократичен, и организовать его, говорят специалисты, не так сложно, как живой, с актерами. В сущности собственной батлейкой может обзавестись любой детсад — приятное разнообразие после набивших оскомину типовых утренников! Вертепы бывают очень разные, начиная от картонной коробки, которую можно сделать дома самим, и заканчивая богато украшенными скрынями, в создании которых участвуют профессиональные резчики. С задачей справится любой мало–мальски квалифицированный столяр, главное — воспроизвести принцип вождения кукол по прорезям в полу, а дальше все зависит от возможностей художника. Можно привлечь мастера, который изготовит и декор, и кукол высшего класса, а можно доверить украшение детям. Рассматривая батлеечные скрыни на выставке в вестибюле образовательного центра, зритель равно восхищается тонкой работой профессионалов и искренними, пусть немного неуклюжими творениями детских рук. Подумаешь, дверцы скрыни сделаны из детского шкафчика! Главное — сделаны с любовью.
КСТАТИ
Гран–при фестиваля «Нябёсы» получил московский театр «Бродячий вертеп» за рождественскую вертепную драму «Смерть царя Ирода», режиссер Александр Греф.
ovsepyan@sb.by
Советская Белоруссия № 9 (24891). Вторник, 19 января 2016