II Международный рождественский фестиваль батлеечных и кукольных театров "Нябёсы" собрал гостей из Беларуси, России и Украины

Скажи мне, кукла

Маленький двухэтажный театр–батлейка, с которым выступали на площадях веселые кукольники во время Святок, исчез в начале ХХ века. Лишь 20 лет назад вертеп начали постепенно возвращать в театральный оборот энтузиасты, и сегодня батлеечные спектакли — уже не редкость. И это не только реконструированное старинное зрелище, что наглядно показал прошедший в Минске II Международный рождественский фестиваль батлеечных и кукольных театров «Нябёсы».

Подержать после спектакля кукол в руках — мечта каждого ребенка.
На фото Виктор Драгун и Елена Мартынова.

Под занавес колядной гульбы, с 14 по 17 января, в Минск съехались вертепщики и батлейщики из разных уголков Беларуси, России и Украины. Представления шли в маленьком уютном зале образовательного центра при Свято–Елисаветинском монастыре под хохот детей и взрослых. И если театр «Батлейка» из Мира представлял аутентичную постановку «Салдат ды чорт» на несвижском диалекте — что имеет большую ценность с точки зрения этнографии и сохранения исконно белорусского наследия, то, например, московские гости иной раз выдавали нечто весьма современное, вызывающее бурный отклик как у малышни, так и у публики постарше.

Председатель фестиваля, актер Национального академического драматического театра имени А.М.Горького Александр Жданович рассказал, что вдохновительницей первых «Нябёс» была его покойная жена Людмила Жданович, в память о которой он продолжает ее дело:

— Людмила была удивительно светлым человеком, по образованию — актрисой театра кукол. Создала при Свято–Елисаветинском монастыре театр для детей с особенностями психического и физического развития. Это была ее идея — провести такой фестиваль. В прошлом году в Минск приехало 11 театров, в этом — уже 19, сейчас мы привлекли внимание и зарубежных артистов.

Фрагмент постановки «Солдат и черт» народного кукольного театра «Батлейка» из поселка Мир.

Театры из Минска, Гродно, Новополоцка, Городка, Докшиц, Залесья, Лиды смотрелись ничуть не хуже, чем именитые, многократно отмеченные на разных фестивалях гости из–за рубежа. Наряду со взрослыми выступали и дети, даже малыши, как, например, в театре «Росинка», созданном при детском саду № 77 Гродно. Все участники, рассказал Александр Жданович, в конкурсные дни показывали свои представления не только жюри: они посетили со спектаклями детские интернаты, дома престарелых.

Батлейка — искусство не статичное, застывшее в раз и навсегда утвержденных формах. Никто не мешает так или иначе трансформировать старинные сюжеты и украшать их новыми деталями, добавлять современных стихов или шуток, чтобы говорить с публикой на понятном ей языке. Виктор Драгун, руководитель московского театра «Три лика» и директор Международной ассоциации «Бродячие кукольники», считает, что сегодняшняя батлейка уже не ограничивается привычными рамками рождественской постановки:

— Изначально мы планировали познакомить детей с разнообразием мировых сказок. В репертуаре нашего театра есть чешская сказка, венгерская, «Черная курица» Погорельского, даже по «Шляхтичу Завальне» Яна Барщевского ставили; надеюсь, привезем этот спектакль в Минск на будущий год. Дети нас принимают хорошо, мы после спектакля даем подержать в руках кукол, особенно любят Смерть с косой, которая срубает голову царю Ироду. Ребята так и просят: «А дайте череп подержать!»

Вертеп сегодня актуален даже больше, чем в старину, убеждена Лариса Захарова, директор воскресной школы «Вертоград» при приходе храма Архангела Михаила в городе Пущино (Московская область):

— Сегодняшние дети настолько виртуализированы, что живое народное представление им очень полезно. Через наш театр прошло уже более 100 ребят, для них это действительно возможность оторваться от электронных гаджетов и поучаствовать в чем–то интересном. Мы играем почти 20 лет, и с каждым годом я убеждаюсь, что сделанное нами все нужнее и нужнее. В советское время, когда религиозная жизнь была по большей части под запретом, вертепами занималась в основном театральная элита — люди, которых жанр интересовал сугубо с художественной точки зрения. Сейчас эта разновидность кукольного театра приобрела определенную массовость, хотя для многих батлейка до сих пор оказывается открытием.

В перерывах между спектаклями детей развлекал самый популярный батлеечный персонаж — клоун.  На лицах зрителей все написано.

Вертепный театр достаточно демократичен, и организовать его, говорят специалисты, не так сложно, как живой, с актерами. В сущности собственной батлейкой может обзавестись любой детсад — приятное разнообразие после набивших оскомину типовых утренников! Вертепы бывают очень разные, начиная от картонной коробки, которую можно сделать дома самим, и заканчивая богато украшенными скрынями, в создании которых участвуют профессиональные резчики. С задачей справится любой мало–мальски квалифицированный столяр, главное — воспроизвести принцип вождения кукол по прорезям в полу, а дальше все зависит от возможностей художника. Можно привлечь мастера, который изготовит и декор, и кукол высшего класса, а можно доверить украшение детям. Рассматривая батлеечные скрыни на выставке в вестибюле образовательного центра, зритель равно восхищается тонкой работой профессионалов и искренними, пусть немного неуклюжими творениями детских рук. Подумаешь, дверцы скрыни сделаны из детского шкафчика! Главное — сделаны с любовью.

КСТАТИ

Гран–при фестиваля «Нябёсы» получил московский театр «Бродячий вертеп» за рождественскую вертепную драму «Смерть царя Ирода», режиссер Александр Греф.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 9 (24891). Вторник, 19 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter