Шишкина достали из запасников

К 180–летию со дня рождения Ивана Шишкина на выставке в Национальном художественном музее представили 33 из 38 хранящихся в галерее работ...

К 180–летию со дня рождения Ивана Шишкина на выставке в Национальном художественном музее представили 33 из 38 хранящихся в галерее работ. Остальные — на реставрации. И хотя шедевры великого мастера всегда были в постоянной экспозиции кунсткамеры, публике впервые показывают все то, что многие годы лежало в запасниках.


— У нас — одна из лучших коллекций произведений Шишкина, — утверждает директор музея Владимир Прокопцов. — Первая картина была куплена в 1945 году, последняя — в 1995–м: многое приобрели у частных коллекционеров, кое–что — по обмену с другими музеями бывшего СССР. За полвека сформировано собрание, в котором отображены все грани жизни и творчества художника. По сути, нынешняя выставка — это наглядная энциклопедия творчества Шишкина.


Мы знаем художника исключительно как пейзажиста, но он был еще и выдающимся графиком. Алексей Хоряк, завотделом русского искусства НХМ, предполагает, что если бы Шишкин работал только карандашом, все одно бы состоялся и прославился как большой художник: «Среди графических листов мы представили оригинальные работы — рисунки и акварель — и печатные — офорты и литографии».


Всего в мире сохранилось более 1.000 полотен Шишкина. Они хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Киевском музее русского искусства, а также у частных коллекционеров разных стран. В домашние собрания состоятельных людей творения попадали удивительным образом.


— Одна из таких работ — «Полесье» 1883 года, написанная, по–видимому, в Белоруссии, хранилась у киевского собирателя Терещенко, — рассказывает почти детективную историю Алексей Хоряк. — Во время гражданской войны ее разрезали. И уже после Великой Отечественной два фрагмента оказались в музеях Киева и Краснодара. Оттуда куски выкупил минский НХМ. Но у нас лишь половина пейзажа, вторая — пропала бесследно. Впрочем, полностью «Полесье» можно увидеть в Праге, у частного собирателя, — у него находится один из вариантов шедевра.


Слова Владимира Прокопцова, что у нас на выставке представлен «лучший Шишкин», подтверждает любопытный факт. Когда в Третьяковской галерее 5 лет назад проводили вернисаж произведений русского живописца из собраний музеев разных стран, то по опросу, проведенному среди посетителей, выяснилось, что в тройку самых востребованных у публики полотен попало «Лесное кладбище» 1893 года из НХМ.


Пожалуй, стоит сходить в музей на улице Ленина, чтобы увидеть знаменитый оригинал.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter