В Вильнюсе проходит выставка работ Шагала из Беларуси

Шагал шагает по дворцу

До 2012 года в Беларуси не было ни одного оригинального живописного произведения Марка Шагала
До 2012 года в Беларуси не было ни одного оригинального живописного произведения Марка Шагала. Сегодня их несколько. И мы представляем творчество нашего земляка не только у себя дома, но и вывозим за границу. Первая такая крупная выставка «на экспорт» проходит в эти дни в Вильнюсской картинной галерее на улице Диджёйи, 4 — филиале Художественного музея Литвы.

Экспозиция «Художники Парижской школы из Беларуси» собрана из коллекций Белгазпромбанка, Национального художественного музея, частных собраний — всего 69 работ. До 9 ноября есть смысл посетить залы галереи не только литовцам, но и белорусам. Хотя картины Шагала и его соратников уже выставлялись в Минске и других городах страны, но в соседней столице показаны совсем недавно приобретенные полотна, среди которых «Лунатик», написанный Шагалом в  1911 — 1912 годах в Париже.

Не случайно творения мастеров Парижской школы, родившихся в Беларуси, сейчас представлены в Вильнюсе. Этот город стал отправной точкой в карьере многих художников. Куратор выставки Владимир Счастный напомнил, что здесь еще сто лет назад находился общий культурный центр Белоруссии и Литвы:

— В Виленской рисовальной школе Ивана Трутнева учились будущие парижские знаменитости — Хаим Сутин, Сэм Царфин, Роберт Генин и другие. С Литвой связана и судьба Шагала. Правда, не с Вильнюсом, а с Каунасом, где в 1922 году состоялась выставка работ Марка Захаровича — этот город стал остановочным пунктом на долгом пути эмигранта в Париж. А помог ему уехать из СССР посол Литвы в Москве поэт Юргис Балтрушайтис, благодаря которому Шагалу удалось перевезти из России на Запад и многие свои работы.

Директор Художественного музея Литвы Ромуалдас Будрис, открывая выставку, признался:

— Для меня стало неожиданностью, что полотна работавших в Вильнюсе мастеров находятся совсем рядом — в Беларуси. Узнав об этом, я решил, что эти картины обязательно должны быть показаны в городе, предопределившем во многом судьбу знаменитостей.

И хотя, как заметил председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико, прославились все–таки живописцы далеко за пределами их исторической родины, важно одно:

— Беларусь — страна, где рождаются гении.

Возможно, рассуждает Бабарико, нынешней экспозицией в Вильнюсе сотрудничество с Литвой не ограничится:

— Наши страны тесно связаны между собой историческими узами со времен Великого княжества Литовского.

Владимир Прокопцов, директор Национального художественного музея, провел меня по залам Вильнюсской картинной галереи, где представлены произведения живописцев XIX — начала ХХ века, многие из которых родились или работали в Белоруссии, писали на темы общей с Литвой истории: Франтишек Смуглевич, Ян Рустем, Канут Русецкий, Валентий Ванькович, Мстислав Добужинский, Юозапас Камараускас.

Среди объединяющих народы фигур — Фердинанд Рущиц. На его персону Прокопцов специально обратил внимание:

— Вместе с Художественным музеем Литвы, собраниями Львова, Варшавы в 2015 году в Минске мы планируем провести большую выставку работ Рущица. К сожалению, в нашем музее хранится всего одна его работа — «У костела». Связи с коллегами из соседних стран позволяют обмениваться выставками и восполнять пробелы в экспозициях.

А Вильнюс по-прежнему объединяет Беларусь и Литву.

Досье

Иван Трутнев (1827 — 1912)

Из крестьян Калужской губернии (Россия). Был на службе московского коллекционера Павла Третьякова.

В 1866–м работал учителем рисования и каллиграфии в Витебской мужской гимназии. В том же году принял приглашение организовать в Вильне школу рисования с тем, чтобы местное искусство «отлилось в русские формы».

Писал на разные темы, о чем говорят названия работ: «Литовская корчма», «Толкучий рынок в Вильне», «Казимировская ярмарка», «Накануне шабата», «Подвальные трущобы», «Евреи в синагоге», «Визит Александра II в Музей древностей в Вильне». Особая область творчества — иконы для церквей, не только Вильны, но и Ковно, Минска, Гродно.

Начальную подготовку в Виленской рисовальной школе Трутнева получили, кроме будущих представителей Парижской школы, Болеслав Балзукевич, Юзеф Балзукевич, Антанас Жмуйдзинавичюс, Юозас Зикарас, Язеп Дроздович, Рафал Яхимович, Людомир Слендзинский.

Похоронен Трутнев на кладбище у стен вильнюсской церкви Преподобной Евфросинии Полоцкой (улица Лепкальнё, 19).


Справка «СБ»



Здание на улице Диджёйи, 4, где находится Вильнюсская картинная галерея, с историей Беларуси связано с самых первых лет своего существования.

В XVI веке здесь стоял дом, который вскоре стал собственностью магнатов Ходкевичей.

В 1600 году у этих стен чуть не разразилась война. Здесь жила Софья, последняя из рода слуцких князей Олельковичей. Ходкевичи по линии матери приходились ей родственниками. Они договорились с Янушем Радзивиллом, что выдадут Софью за него замуж. Но слово сдержали не сразу. Поэтому Радзивиллы привели под стены дворца свое войско. И только согласие Софьи на брак остановило кровопролитие. Сейчас мощи слуцкой княжны покоятся в минском Свято–Духовом кафедральном соборе, она причислена к лику святых за покровительство православию.

До начала XIX века Ходкевичи владели дворцом. Затем здание перешло к Войтеху Пусловскому. Портрет дворянина работы Валентия Ваньковича хранится в Художественном музее Литвы, экспонировался в прошлом году в минском Национальном художественном музее.

В 1834 году огромная резиденция, которая одной стороной выходит на улицу Диджёйи, а другой — на Бокшто, перешла в ведение Виленской медико–хирургической академии, в 1841-м приспособлена под квартиры Белорусского (затем Виленского) учебного округа.

С 1919 до 1981 года здесь жили профессора Виленского университета, затем часть здания реконструировали под ресторан. В 1994-м здесь открылась Вильнюсская картинная галерея.


vk@sb.by

Фото автора.

Советская Белоруссия №180 (24561). Суббота, 20 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter