Александр Хумала
|
Когда такое издательство в Беларуси — вернее, тогда еще в БССР — действовало и выполняло свои задачи, напоминает народный артист, композитор Эдуард Зарицкий:
— Издательство у нас в республике было, и в Ленинграде было, и в Москве. Но в России что–то сохранилось, а у нас оно давно не функционирует. И мы уже 20 лет на всех съездах Союза композиторов говорим о том, что стране такое издательство необходимо, что нужно его возрождать. Воз и ныне там. Пока что каждый композитор издается как может — за свой счет или спонсорский, так же как это делает большинство поэтов и писателей.
Эдуард Зарицкий
Такой вот композиторский самиздат: автор набирает текст, ноты, ищет спонсора или раскрывает собственный кошелек — и издает свои сочинения скромным тиражом. А потом раздает их где можно, и лишь собственными усилиями композиторов наша музыка каким–то чудом попадает за рубеж. О какой пропаганде белорусской культуры в такой ситуации можно говорить?
— Почему это является, на мой взгляд, колоссальной проблемой общества — потому что это тот пласт культуры, который, будучи утерянным, не вернется никогда. Вот Кортес умер, и благодаря музыковедам его произведения будут жить, но будут жить локально. А ведь это тот же вопрос, что с языком: язык жив, пока живы его носители, — поясняет свою точку зрения Александр Хумала. — А ведь это и есть так называемая гордость нации. Шостаковича или Стравинского исполняют везде и всегда, и все знают, что это русские композиторы; Бах, Бетховен — всем известно, что это немецкая музыка. Но она исполняется, потому что есть ноты. Нот белорусских композиторов нет нигде. Для сравнения: сейчас польская композиторская школа считается одной из лучших в мире. Почему? Потому что у них есть Polskie Wydawnictwo Muzyczne — одно из самых мощных издательств в регионе, ему 80 лет исполнилось в прошлом году. Вы можете туда обратиться, и вам найдут любого польского композитора, который жил и творил за всю историю музыкальной культуры Польши.
Сохранением, а иной раз и спасением музыкальной истории уже 25 лет занимается «Белорусская капелла», издающая отечественных композиторов, что называется, от начала времен и до первой четверти ХХ века.
Светлана Немогай
|
Усилиями «Белорусской капеллы» на спонсорские средства изданы произведения Антония Генриха Радзивилла, Михаила Грушвицкого, Станислава Монюшко, Осипа Козловского, целый сборник отца и сыновей Ельских, клавир оперы «Агатка» Яна Давида Голланда, не обойдены вниманием и авторы начала ХХ века — Ян Тарасевич, Николай Ровенский, готовятся к изданию обработки народных песен... Все это красиво звучит, и сердце трепещет от гордости, пока не глянешь на тиражи: ноты Михаила Грушвицкого — 99 экземпляров, клавир оперы «Фауст» Антония Генриха Радзивилла — просто–таки взрывной хит — целых 500 штук. И тут уже не трепетать — плакать хочется. Капля в море, труд энтузиастов, собирающих осколки родной музыкальной истории, как картинку в калейдоскопе.
А самое занимательное в ситуации: изданные ноты на практике оказываются не востребованны даже внутри страны. Выпустит «Белорусская капелла» в связке с каким–нибудь издательством сигнальные экземпляры, обратятся они к отечественным музыкальным учреждениям — мол, не надо ли вам наше родное, исконное, с трудом спасенное? — и получают вежливый отказ. Мол, неинтересно. И в самом деле зачем Беларуси своя музыка, если публика охотнее идет на Шуберта или Чайковского? Михала Клеофаса Огиньского активно вспоминали весь прошлый юбилейный год — а стоило отгреметь торжествам, сразу вежливо поставили на полочку. Спи спокойно, дорогой товарищ, до следующего юбилея.
Конечно, печатать музыкальные партитуры — дело откровенно нерентабельное, даже по сравнению с книгоиздательским бизнесом, который никогда не работал на высокой марже. Однако проблема пропаганды белорусской музыкальной культуры за рубежом или внутри страны — не тот вопрос, который можно отдавать на откуп частным лицам или целиком взваливать на плечи энтузиастов от музыковедения. Время у нас, кто же спорит, нелегкое. Создать с нуля издательство — затраты, которые если и окупятся, то не за один год. Но почему бы для начала не посмотреть: а что у нас есть в активе? А есть «Лiтаратура i мастацтва», еще Издательский дом «Звязда», на которые, вероятно, вполне можно было бы возложить и публикацию нотных материалов, как исторических, так и современных. Неужели столь профессиональные коллективы — и не справятся? Справятся, и консультантов–искусствоведов привлекут, и смогут выполнять официальные функции, связанные с защитой авторских прав. Или нам довольно из раза в раз прохаживаться в одном–единственном полонезе?
ovsepyan@sb.by
Фото Артура ПРУПАСА и Александра СТАДУБА
Советская Белоруссия № 147 (25029). Среда, 3 августа 2016
Фото Артура ПРУПАСА и Александра СТАДУБА
Советская Белоруссия № 147 (25029). Среда, 3 августа 2016