О клубе исторической реконструкции "Люцерн"

Рыцари отчаянного образа

В каменных стенах минского Дворца детей и молодежи царит средневековье
В каменных стенах минского Дворца детей и молодежи царит средневековье. Железо, щиты, топоры и кольчуги — все здесь выглядит точно так же, как и пять сотен веков назад. Разве что лошадей и смоляных факелов не хватает. Клуб исторической реконструкции «Люцерн» обитает в закоулке на первом этаже. В коридоре — небольшой пятачок для разминок и тренировок, чуть поодаль — зал собраний с самым настоящим круглым столом. Есть здесь и мастерская, где мужская часть клуба плетет кольчуги и кует доспехи.  Как сражались рыцари, во что были одеты и чем вооружены, — все это воины «Люцерна» воспроизводят до мельчайших деталей, въедливо и скрупулезно.

sb13----5299-3011141912.jpg
О прошлом рыцари "Люцерна" знают, пожалуй, даже больше тех,
кто изучает историю в профильных вузах.
Фото Александра Стадуба, "СБ".

Доспехи старины глубокой

Один из руководителей клуба Андрей Фролов пришел в рыцарство через любовь к кино:

— «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго», «Робин Гуда» и «Храброе сердце» готов был пересматривать часами. Когда понял, что мне интересна эта эпоха и ее законы, решил найти таких же неравнодушных. В интернете узнал о «Люцерне» — тогда он, правда, назывался «Орден северного храма» и занимался реконструкцией ордена тамплиеров.

Сейчас клуб воссоздает воинские традиции Швейцарии второй половины XIV века. Почему «Люцерн» не обратился к культуре Великого княжества Литовского? Андрей объясняет:

— Дело в том, что досконально воспроизвести традиции ВКЛ нам не под силу — слишком мало артефактов сохранилось до наших дней. Это первая причина. Вторая — основу войска ВКЛ составляла кавалерия. Ресурсов на то, чтобы построить конюшню и содержать лошадей, у нас, естественно, не хватило бы. Поэтому занялись Швейцарией, основу армии которой составляла пехота.

Главное достояние клуба — это, конечно, доспехи. Несколько десятков полных комплектов. Принадлежность к средневековому братству стоит дорого: цена экипировки варьируется от сотни до нескольких тысяч долларов в зависимости от качества материала и имени мастера. Большинство деталей доспехов участники клуба изготавливают самостоятельно — сами, например, плетут кольчуги, шьют поддоспешники, делают щиты.

Единственный элемент экипировки — шлемы — в «Люцерне» предпочитают заказывать у проверенных временем мастеров. Хотя осилить их производство, по словам Андрея Фролова, не так уж сложно:

— Конечно, можно сделать шлем самостоятельно, но это займет время и потребует определенных усилий. Если нет денег на новую амуницию, на помощь придут соцсети — там всегда можно найти тех, кто готов продать уже ненужную экипировку по минимальной стоимости.

Главное, чтобы костюмчик сидел

sb13----5439-3011141912.jpg
Доспехи Андрей Фролов предпочитает изготавливать самостоятельно.
Фото Александра Стадуба, "СБ".

Девушки, а их в «Люцерне» больше десятка, шьют костюмы не только себе, но и помогают рыцарям: все–таки кройка и шитье — развлечение типично дамское. Естественно, все костюмы изготавливаются вручную, в полном соответствии со временем и эпохой. Из тканей — только натуральные лен или хлопок, никакой синтетики. За соответствием фасона одежды и обуви, украшений и головных уборов заявленному периоду в клубе следят особенно тщательно:

— Изучаем источники. Книги, гравюры — все, что только может дать представление об эпохе и ее традициях. При этом профессиональных историков среди нас практически нет.

Среди барышень, которые занимаются историческим костюмом и танцами, есть и те, кто совсем не прочь примерить доспехи и взять в руки меч. 21–летняя студентка МГЛУ Дарья Игнатенко — из тех, кто не только коня на скаку остановит, но и в бугурте поучаствует:

— Раньше, если выяснялось, что в сражении участвует девушка, бой могли остановить. Сейчас на «Битве наций» — чемпионате мира по историческому средневековому бою — даже сделали специальную женскую номинацию.

На чемпионат мира по боям в доспехах участники «Люцерна» ездят уже пятый год. Без наград не возвращаются. В большой комнате, с одной стороны которой выставлены доспехи, а с другой — огромные сундуки, есть стол с кубками и медалями. Каждая из наград — заслуга участников клуба. Андрей Фролов уверяет: для них историческая реконструкция — это ни в коем случае не уход от действительности и благ цивилизации:

— Историческая реконструкция — это даже не воспроизведение материальной культуры минувших веков, как может показаться на первый взгляд. Это еще и возрождение забытых технологий производства, танцев, традиций и обычаев, что помогает понять не только логику исторических процессов, но и самого себя.


Советская Белоруссия №242 (24623). Пятница, 19 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter