В Минске продолжается II Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии

Реализм как консенсус

Кипит, кипит, но никак не возмущенный разум, а II Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии. Брызги от него во все стороны. Там, где молодежь, — всегда поиск, эпатаж, риск. Читаю одну из аннотаций к конкурсному спектаклю. Написано, что понять его можно только в том случае, «если зритель пришел с чистым разумом и готов жевать и быть прожеванным». Делать нечего — пришлось накануне хорошенько отдраить разум приличным чистящим средством. Жуйте меня!

В Минск приехало 13 постановок, отобранных экспертами из 86 претендентов. Жанровая амплитуда их оказалась широка и разнообразна, стилистики порой совершенно взаимоисключающи. Если театр из Прибалтики в Минске еще получается иногда видеть, то вот работы из Азербайджана, Казахстана, Армении, Таджикистана, Узбекистана доезжают по понятным причинам редко.

Азербайджанский фолк–этно–мюзикл «Божественная игра» режиссера Микаила Микаилова Азербайджанского государственного академического национального театра Баку настроил на позитивный лад. Условный древний мир бессмертных богов, созданный режиссером, совсем не пугал. Микаилов попытался вдохнуть в этнический материал немного иронии, своего авторского взгляда. Хотя, чтобы проникнуться своеобразием спектакля до конца, перед началом не мешало бы освежить в памяти азербайджанские мифы. По–хорошему позавидовал бакинцам: так любить и знать свой эпос! У нас, несмотря на огромное количество сюжетов, своего этнического мюзикла так и не появилось.

Акмолинский областной казахский музыкально–драматический театр им. Ш.Кусаинова показал предельно реалистичный спектакль «Трамвай «Желание» в постановке Белата Абдрахманова. Актеры играют истово, со жгучей верой в предлагаемые драматические обстоятельства. Где–то переигрывают и немного пережимают, отчего тонкая пьеса Теннесси Уильямса становится похожа на избыточный фарс, где на шкале есть только запредельные эмоции. Если актрисам еще можно поверить в отдельных сценах, то исполнителю роли Стэнли Ковальского Баглану Имангазитову еще далековато до Марлона Брандо или Армена Джигарханяна. Грубая бездуховная сила его персонажа трактуется уж слишком буквально. В театре все–таки не хочется однозначных оценок.

Изобретательный эстонский спектакль «Чистый разум/Укуси меня» Ренаты Кеэрд Нового театра Тарту и театральной компании NII — яркий пример зрелища, свободного от стереотипов. Он существует в мире абстракции, в нем не произносится ни одного слова, но оторваться от происходящего невозможно.

Рената Кеэрд соединяет элементы цирка, театра абсурда, современной хореографии в ядреный энергетический коктейль. Режиссер не заигрывает, не поддакивает. Почти каждая сцена — ребус, нередко еще и с акробатическими трюками, суть и значение которых предстоит разгадать. Кто герои спектакля? Большие дети или обитатели психушки?

Эстонский театр свободных ассоциаций, существующий вне всякой традиции, идет своим путем и заслуживает за эту смелость порцию халвы. Тут и следа нет от той знаменитой эстонской неторопливости, которая воспета в анекдотах. Быстрота реакции у молодых актеров отменная, техника трюков бесподобная. Можно только желать, чтобы после фестиваля у одного из ведущих хореографов Эстонии Ренаты Кеэрд завязались творческие контакты с Минском.

На фестивале, кстати, хорошо выделяются наши постановки. Открыл форум внеконкурсный показ спектакля Белорусского государственного молодежного театра «Чехов. Комедия. Чайка». А в конкурсе честь молодой режиссуры отстаивает наш самый передовой и продвинутый фланг — кукольный театр. Могилевский областной театр кукол представил «трагифарш» Игоря Казакова «Гамлет», уже получивший серьезное фестивальное признание. Но еще один трофей могилевчанам не помешает. Спектакль хорош тем, что, взяв с самого начала резвую хулиганскую ноту, проводит ее до конца. Он очарователен и весьма строен в своей анархии. Режиссеру Казакову удалось выстроить целостный и совсем не тягостный мир датского королевства, в котором с ума сошли, кажется, и стар и млад.

Сегодня на сценах РТБД и камерной сцены Купаловского спектакли «Дети голода. Свидетельства» из Молдовы и вильнюсский «Калигула». Победителей форума назовут в четверг.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Советская Белоруссия № 227 (24857). Вторник, 24 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter