О том, что нам нужна серьезная музыка, говорит, например, аншлаг на вечере премьер в филармонии в Минске, где были представлены произведения Софии Губайдулиной — одного из крупнейших композиторов второй половины ХХ и XXI века. И пусть обыватель знает Софию Асгатовну, скорее, по музыке к кинокартинам и мультфильмам, для истинных ценителей ее влияние на мировую музыкальную культуру во многом является определяющим. Послушайте студентов ведущих музыкальных вузов, задайте им вопрос, на кого они равняются, и вы услышите имена Губайдулиной и двух ее товарищей по московской тройке авангардистов — композиторов Альфреда Шнитке и Эдисона Денисова.
Вчера на концерт пришли и студенты, и знатоки, ценители современной композиции, и те, кто хотел открыть для себя нечто новое, шагнуть от музыки, написанной знаменитой сочинительницей, к чему–то большему.
Впервые в нашей стране прозвучало произведение The Rider on the White Horse («Всадник на белой лошади») для органа с оркестром, и впервые в СНГ — Warum? («Почему?») для флейты, кларнета и струнных инструментов.
С оркестром Белорусской государственной академии музыки выступали итальянский кларнетист Рикардо Крочилла — победитель множества конкурсов, флейтист Массимо Мерчелли, которого рады видеть и в нью–йоркском Карнеги–холле, и римском Parco della Musica, и во многих других престижных мировых залах. Органные партии исполняла известный музыкант, солистка Софийского кафедрального собора в Полоцке Ксения Погорелая, которую считают одной из наиболее ярких представительниц белорусской школы.
Также в стенах филармонии в этот вечер прозвучала музыка молодого, подающего надежды композитора Ольги Подгайской: ее сочинение под названием «Туман» для органа и симфонического оркестра было написано специально для фестиваля Юрия Башмета.
Прямая речь
София Губайдулина, композитор:
— Надо сказать, что когда–то я приезжала в Минск к своей сестре; она пианистка, преподавала в консерватории. Я гостила у нее, но это было очень, очень давно. В прошлом тысячелетии! А на фестивале Юрия Башмета — впервые и, естественно, испытываю волнение: ведь исполняются мои произведения.
Андрес Мустонен, скрипач, дирижер:
— Приезжаю на фестиваль уже в седьмой раз, выступал здесь в том числе с моим ансамблем старинной музыки Hortus Musicus. С оркестром Белорусской государственной академии музыки сотрудничаю впервые, и у меня замечательные впечатления. Это очень талантливые музыканты, новое поколение. Свежая кровь. Они невероятно дисциплинированные, и это радует. И у многих из них, предполагаю, в перспективе хорошее будущее. В целом фестиваль Юрия Башмета важен тем, что здесь встречаются артисты: мы вместе обедаем, ужинаем, общаемся, говорим о музыке. Конечно, фестивалей в мире очень много, но самое главное, что в Минске мы можем слышать прекрасные композиции очень крупных форм — и в высоком качестве. Музыку Софии Губайдулиной я дирижировал в течение многих лет по всему миру, с разными оркестрами, она мне очень близка. Это музыка сегодняшнего дня: тонко написана, в ней нет ничего случайного!
ovsepyan@sb.by
Советская Белоруссия №188 (24569). Четверг, 2 октября 2014.